Когда появились новые номера авто с регионами

Российские автомобильные номера: от извозчиков до современных машин

Номерные знаки на автомобилях сегодня такой же привычный атрибут, как паспорт гражданина. Но даже несмотря на это, к ним приковано повышенное внимание — в основном со стороны надзорных органов. Вспомним, когда появились первые автомобильные номера и как они выглядели раньше.

В самом начале номера получили даже не автомобили. Еще в дореволюционной России извозчики должны были на свои повозки крепить специальные бирки. Делалось это для учета уплаты налога и одновременно являлось разрешением на извоз. Сначала бирки были кожаными и крепились на одежде извозчиков, затем их заменили на металлические. Устанавливать их стали на саму телегу или на хомут подводы.

Как нам рассказал Петр Шляхин, частный коллекционер номерных знаков, каждый московский извозчик был прикреплен к пожарной части. Номер части указывался на бирке. В случае пожара в районе «приписки» извозчик обязан был оказывать помощь пострадавшим от огня. Имущество погорельцев вывозилось из зоны возгорания бесплатно. Так, к примеру, на одной из бирок, имеющихся в коллекции Петра, помимо номера извозчика указано: «Арбатская часть». Знак датирован 1853 годом.

Обладателем первого автомобильного номера в 1899 году стал житель Мюнхена. Через год номера для машин появились в Париже, а спустя еще год — в Нью-Йорке. У нас первый номер автомобильного образца был выдан в 1900 году. Россия стала одной из первых стран, в которой номерной знак появился в современном виде и понимании.

Поначалу номера выглядели просто. Состояли они из цифр, обозначающих порядковый номер автомобиля во время регистрации. Никакой географической принадлежности на них в то время не было. Это и понятно, обладатели автомобилей редко выезжали в другие города и веси, поэтому ни о каких единых стандартах в ту пору речи не шло.

В послереволюционное время номера фактически не изменились. Интересно, что помимо извозчиков и владельцев автомобилей обязанность иметь специальный номер была у владельцев велосипедов. А вот порядок получения номеров стал приобретать уже цивилизованный вид. Если до революции учет транспорта вели городские управы, а после революции местные советы, то уже в 1921 году декретом СНК было создано специальное управление местного транспорта (ЦУМТ) в составе Наркомата путей сообщения, которое занималось регистрацией автотранспорта.

А вот номера выдавались в городских и местных исполкомах. В Москве, к примеру, этим занимался отдел Московского коммунального хозяйства, в составе которого создали транспортное управление.

В 1931 году в СССР был принят единый стандарт автомобильных номеров. Они содержали одну букву и четыре арабских цифры черного цвета на табличке белого фона.

С этого же времени учет автомобилей и выдачу регистрационных знаков поручили Центральному управлению шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта. Это тоже ЦУМТ. Он был выделен из НКПС в отдельное ведомство и переименован в Цудортранс.

Спустя три года стандарт по знакам изменили. Букву заменили на цифру и добавили название региона, или «Дортранса», как говорили раньше. Тогда их было 45.

Предтечей нынешней ГАИ стала созданная в ноябре 1934 года инспекция, входившая в состав Цудортранса. Лишь позже, 3 июля 1936 года, с выходом Постановления Совета народных комиссаров № 1182, которое утвердило «Положение о ГАИ ГУ РКМ НКВД СССР», надзорные автодорожные полномочия были переданы новой структуре. А 3 июля с тех пор считается днем рождения ГАИ.

Тогда же поменяли в очередной раз внешний вид номеров. На сей раз фон их стал черным, а сами знаки белыми: две буквы (шифровка региона) и две пары цифр через дефис. Но эти номерные знаки надолго не прижились. Качество изготовления было крайне низким. Делали их из отходов кровельного железа. Помимо этого номера были большого размера и очень тонкие, отчего легко ломались.

После войны, в 1946 году, внешний вид номеров поменяли снова. Фон сделали желтым, а буквы и цифры — черными (ГОСТ 3207–46). Эти знаки прослужили вплоть до конца 1950-х. К этому времени автопарк страны сильно вырос и возможные комбинации желтых номеров стали заканчиваться.

В 1959-м фон номеров опять стал черным, буквы и цифры — белыми. Букв стало уже три. Они стояли после цифр и по-прежнему отражали географическую принадлежность автомобиля. Заменить их заставили новые регламенты, по которым номерные знаки европейских государств получили определенные размеры. Кроме этого, уже тогда планировалось сделать знаки светоотражающими, но пленки отечественного производства у нас не было, поэтому номера выпускались окрашенными.

Да и машин становилось все больше, а номера выдавались каждому новому владельцу. Очевидная, казалось бы, мысль — закрепить номерной знак за машиной пожизненно — в те времена чиновников еще не посетила.

В 1980-х появились первые современные регистрационные знаки. Те самые, с современным шрифтом и делением на частные автомобили (а 0000 АА, где две заглавные буквы обозначали регион), государственные (0000 ААА, здесь на регион указывали уже две первые буквы) и спецтранспорт (ААА 0000). Хотя из-за все той же нехватки номеров буквы и регион могли не совпадать.

Интересно, что когда начали выдавать новые знаки (произошло это со стартом Олимпиады-80), выделили специальные серии ОЛМ и МОА для автомобилей, обслуживающих Игры. Тогда же появилась и первая «блатная» серия МОС. Эти регистрационные знаки прожили до самого распада СССР.

Наши с вами реалии — это появление первых российских номеров. С тремя буквами, тремя цифрами и отдельно выделенным регионом (а000аа00). Сейчас регистрационные знаки выдаются на автомобиль, что называется, пожизненно. Если раньше перед продажей нужно было обязательно снимать машину с регистрационного учета и сдавать номера, то сейчас мы покупаем автомобиль с прежними знаками. Хотя существующие правила и предусматривают возможность оставить понравившиеся номера себе, для установки на вновь купленный автомобиль.

Редакция журнала «За рулем» благодарит частного коллекционера Петра Шляхина (TANK) за помощь в подготовке материала.

Когда появились новые номера авто с регионами

История автомобильных номеров

Государственный регистрационный номер — своеобразный документ, удостоверяющий «личность» машины. Его история не намного короче истории самого автомобиля. Впрочем, регистрация транспортных средств существовала еще до изобретения автомашины. Со второй половины XIX века в городах нумеровали извозчиков конных экипажей, а позднее также и велосипедистов.

Читать еще:  Может ли украинец купить машину в России

Сведения о том, где был выдан первый автомобильный номерной знак, разнятся. Есть несколько версий того, где и как это произошло. В любом случае, можно сказать, что в Европе первые номера появились в 90-х годах XIX столетия. В Российской империи это событие произошло несколько позже. Первые номерные знаки на автомобилях были установлены в самом начале ХХ столетия. Случилось это, кстати, не в столице, которой тогда был Санкт-Петербург, а в Риге в 1904 году.

Первоначально на номерах писались только цифры. В те далекие времена число автомашин было очень невелико и владели ими лишь наиболее обеспеченные граждане. Единой государственной системы регистрации не существовало. В каждом городе были свои собственные номера, которые сильно различались по размерам и внешнему виду. Их меняли ежегодно после прохождения техосмотра. Это обстоятельство создавало тогдашним автовладельцам дополнительные неудобства.

До революции 1917 года никаких кардинальных изменений в правилах учета введено не было. Автомобили оставались предметом роскоши и встречались, главным образом, в крупных городах и в очень ограниченном количестве. Да и после революции у новых властей далеко не сразу дошли руки до постановки автомашин на учет. Однако время шло, и автомашин в Советском Союзе становилось все больше. А поскольку при социализме были чрезвычайно важны учет и контроль, то по мере увеличения числа автомобилей возрастала и необходимость их регистрации. Стандартные номера единого для всей страны образца были введены в СССР в 1931 году. На белом поле черным цветом изображались буква и две пары цифр.

В течение 30-х годов номерная система не раз реформировалась. Уже в 1934 году буква была заменена цифрой, сам номер стал отражать территориальную принадлежность автомашины, а под цифрами писали название одного из 45 дортрансов (регионов), на которые был поделен Советский Союз. Цвета номерного знака остались без изменений.

В 1936 году была проведена новая реформа. Номер теперь состоял из двухбуквенного индекса, обозначавшего регион, и двух пар цифр, разделенных между собой дефисом. Цвета поменялись: на черном фоне белые цифры и буквы.

После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, номерные знаки снова подверглись изменениям. Радикально изменился цвет номера. Теперь фон стал желтым, буквы и цифры — черными. Регистрационные знаки такого типа просуществовали в Советском Союзе до конца 50-х годов.

С 1959 года вновь появились белые буквы и цифры на черном фоне. Правда, количество букв увеличилось. Теперь их стало три. Буквы, как и прежде, отражали территориальную принадлежность автомобиля. За всю историю СССР такие номерные знаки существовали дольше всех остальных — более двух десятилетий, до начала 80-х годов.

В 1981 году произошло последнее изменение автомобильных номеров в Советском Союзе. На новых номерных знаках черные буквы и цифры писались на белом фоне. По таким номерам легко можно было определить хозяина машины. На автомобилях, принадлежавших государственным учреждениям, все три буквы находились после четырехзначного числа, а на машинах частных владельцев одна буква стояла спереди, а остальные, соответственно, позади цифр.

Действующий ныне в РФ стандарт номерных знаков был введен в 1994 году. Их формат полностью изменился. Теперь на всех номерах вначале идет буква, затем три цифры, за ними еще две буквы. В правой части знака появились изображение флага Российской Федерации и буквенное обозначение государства — RUS. Регион стали обозначать двузначными (позднее и трехзначными) числами.

Для облегчения поездок за рубеж стали использовать только те буквы кириллицы, которые имеют аналогичное начертание в латинском алфавите. Таких совпадающих букв всего 12 (А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, У, Х) вместо 27, применявшихся ранее, поэтому лимит возможных номеров оказался не слишком велик, и он будет полностью исчерпан в ближайшие годы.

Впрочем, в Москве с недавних пор введено трехзначное обозначение региона — 177, на очереди серии 199 и 197. Единицу с левой стороны подставляют потому, что другая цифра попросту не поместится на номерном знаке стандартного размера. Похожая ситуация складывается и в других густонаселенных регионах страны со значительным количеством автомобилей. Однако и номеров с трехзначным обозначением региона, судя по всему, хватит ненадолго. Вероятно, не за горами очередная «номерная» реформа, и трудно сказать, какие меры будут предприняты. Возможны различные варианты, например, можно увеличить число символов на номерах.

В разные годы, помимо обычных общегражданских, существовали, да и сегодня существуют, различные специальные номерные знаки. Например, на военных автомобилях всегда были номера, отличные от тех, которые выдавались частным автовладельцам или устанавливались на машины, принадлежавшие гражданским учреждениям. Аналогичная ситуация была и с автомобилями дипломатических представительств зарубежных стран.

Помимо идентификационной функции автомобильный номер с некоторых пор стал служить показателем социального статуса владельца машины. Особенно широко эта мода распространилась в 90-х годах прошлого века. В то время появилось большое количество быстро разбогатевших людей, и некоторые из них стремились любым способом выделиться из общей массы менее шустрых и удачливых сограждан. Самым простым способом показать себя было приобретение шикарной иномарки и обзаведение «крутыми» номерами.

Престижными считаются, например, номера, в которых все цифры одинаковы, — 111, 555, 777. Пара нулей спереди или сзади, по мнению некоторых автовладельцев, тоже неплохо смотрится. Например, 001, 007 или 100. Также весьма популярны номерные знаки с одинаковыми буквами, такие как ААА, ООО. Большинство этих «красивых» номеров не обеспечивают своему обладателю каких-либо привилегий на дороге и вряд ли позволяют надеяться на более благосклонное отношение инспекторов.

За обладание заветным номерным знаком приходится платить, иногда весьма значительные суммы. Официально все автолюбители получают номера на общих основаниях. Однако именно на дорогих иномарках, как правило, можно увидеть «красивые» номерные знаки. По некоторым данным, существуют даже тарифы на престижные номера. Цена варьируется в достаточно широких пределах — от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов.

Некоторые законодатели даже призывают официально начать продажу престижных номеров. По их мнению, в этом нет ничего дурного. Если человек желает выделиться, то надо дать ему такую возможность. Особенно если этот человек способен хорошо заплатить за свое мнимое превосходство на дороге. Впрочем, большинство автолюбителей такая услуга едва ли заинтересует.

Читать еще:  Какой штраф за негабаритный груз по длине

МВД разъяснило ситуацию с применением ГОСТа о регистрационных знаках

В МВД России официально разъяснили ситуацию с выдачей государственных номеров нового образца для мотоциклов и японских праворульных машин. Автовладельцы и мотоциклисты имеют право самостоятельно обратиться в частные фирмы и напечатать знак за свой счет. Стоит это порядка 1,5–2 тыс. руб. Ездить с таким номером разрешено. В подразделениях ГИБДД будут пока выдавать знаки старого образца.

В МВД России по запросу “Ъ” разъяснили ситуацию с применением автомобильных номеров нового образца. Речь идет о применении нового ГОСТ Р 50577–2018, который вводит, в частности, новые двухстрочные задние номера для владельцев японских машин и новые уменьшенные мотоциклетные знаки.

«На сегодняшний день применение уменьшенных регистрационных знаков не запрещено, но они могут быть установлены только на тех транспортных средствах, которые имеют нестандартные места для их установки, что прямо предусмотрено новой редакцией ГОСТа,— пояснила официальный представитель МВД России Ирина Волк.— Для изготовления таких знаков владелец автомобиля или мотоцикла может по собственной инициативе обратиться в соответствующую организацию.

Следует учесть, что указанные знаки могут быть изготовлены организациями, имеющими свидетельство об утверждении изготовленного образца данных типов государственных регистрационных знаков транспортных средств».

Подобные свидетельства выдаются ГИБДД на каждый типоразмер знаков, автовладелец имеет право попросить сотрудников фирмы документ показать. В сети уже активно рекламируются услуги компаний, готовых изготовить номер по новому стандарту, средняя цена — 1,5–2 тыс. руб. за один знак.

Что касается регистрационных подразделений ГИБДД, то они пока продолжат выдавать номера, соответствующие старому стандарту 1993 года, пояснила Ирина Волк. Центр специального назначения в области безопасности дорожного движения МВД ранее уже заказал несколько партий госзнаков для регионов — в техзадании указывается старый ГОСТ.

Напомним, идея о разработке нового стандарта на автомобильные номера была предложена Научно-исследовательским центром безопасности дорожного движения МВД еще в 2016 году. Документ был утвержден в сентябре 2018 года с отложенным сроком действия. Стандарт вводит новые типоразмеры и форматы номеров. Для мотоциклистов — госзнаки уменьшенного размера: они удобнее крепятся на площадках современных мотоциклов, их не отрывает потоком воздуха от кронштейна. Введен также новый вид задних двухстрочных номеров для праворульных японских, а также американских и некоторых марок советских автомобилей. Обычный однострочный на заднюю площадку таких машин не влезает — его приходится сгибать или устанавливать через нештатные переходники. В России, по данным ГИБДД, числится более 3,1 млн праворульных автомобилей. В Приморском крае из 806 тыс. транспортных средств 732 тыс.— с правым рулем.

Вот так номер

Как выглядят новые номерные знаки для автомобилей и мотоциклов

Вступление в силу стандарта ранее переносилось. Первый раз ГИБДД попросила Росстандарт перенести срок вступления в силу документа с 1 января на 4 августа нынешнего года. В конце июля Госавтоинспекция снова направила обращение с просьбой об отсрочке. Росстандарт, в свою очередь, внес изменения в приказ о начале действия стандарта: в нем сказано, что ГОСТ вступает в силу 4 августа 2020 года «с правом досрочного применения». Подобная формулировка вызвала много вопросов у автовладельцев и изготовителей знаков. Дело в том, что в конце июня пленум Верховного суда разъяснил нижестоящим судам нюансы применения 12-й главы КоАП (санкции за нарушения правил дорожного движения). В документе сказано, в частности, что управление автомобилем с номерами, изготовленными не по стандарту, приравнивается к езде с подложными номерами, что влечет лишение прав. Многие СМИ, включая “Ъ”, обратились в ГИБДД России за разъяснением.

Почему закон о регистрации автомобилей в автосалонах перенесен на полгода

Координатор программы «Мотограждане» Павел Сосков разъяснения МВД поддержал. «Нельзя сказать, что для мотоциклистов крепление номеров — это проблема номер один,— пояснил он “Ъ”.— Но большие, так называемые тракторные номера действительно никуда не помещаются. На спортбайках, где очень важна аэродинамика, приходится госзнаки подгибать, прятать, в итоге они получаются нечитаемыми. Новые номера приветствуем».

Позицию МВД поддержала и глава Союза производителей государственных регзнаков транспортных средств Людмила Шерстнева: «У нас очереди образовались из желающих сделать номера нового типа». По ее оценкам, 90% желающих получить новые знаки заказывают двухстрочные номера для ‘японок’ и ‘американок’ (так называемый типа 1А)

Согласно новому ГОСТу, на каждом номере должна быть нанесена специальная лазерная маркировка — это необходимо для электронного учета знаков. Соответственно, у каждой фирмы, которая номера печатает и получает свидетельство, должна быть установка по нанесению гравировки, пояснил “Ъ” член технического комитета «Безопасность дорожного движения» при Росстандарте Петр Шляхин. По его мнению, по факту таких фирм на данный момент мало, поскольку оборудование очень дорогое. Цена может достигать 11 млн. руб, рассказывали ранее “Ъ” производители знаков. Уже есть случаи, когда компании, у которых нет оборудования, обманывают покупателей и печатают знаки нового стандарта без лазерной гравировки, говорит Людмила Шерстнева. «Если такой знак обнаружит инспектор, то он сочтет его подложным, это может привести к лишению прав», отмечает она.

Для того, чтобы новые номера корректно считывались автоматическими камерами, необходимо поменять программное обеспечение, рассказал “Ъ” официальный представитель компании «Технологии распознавания» (производитель камер «Автоураган») Сергей Кусов. Новый «софт» уже доработан и протестирован, теперь его нужно «залить» в каждую камеру. Делается это дистанционно, но оператор системы фотовидеофиксации должен скачать специальный plug-in.

Большая камер типа «Стрелка-СТ» и «Стрелка+» работает на современном самообучающемся «софте», пояснил “Ъ” региональный директор корпорации «Строй Инвест Проект» (производитель комплексов) Андрей Заушицын, поэтому каких-то глобальных операций для работы с новым ГОСТом не требуется. «»Стрелки» первого поколения либо давно демонтированы, либо уже работают на новом ПО»,— заметил он.

Забытые даты. 20 лет на новых номерах.

С 1 января 1994 года в России были введены новые автомобильные номера. Их вид был совершенно непривычен − новый номер состоял сплошь из новшеств. Сейчас, наверное, мало кто помнит это ощущение. А я успел поездить еще на старых, советских номерах.

Вспомним, как это было, что на что поменялось 20 лет назад.

До 2004 года в России, а ранее в СССР действовали автомобильные номера образца 1977 года. Они состояли из 4-х цифр и трех букв. В основном варианте, исключая военные номера и номера для прицепов, номер начинался с буквы, затем шли 4 цифры, и затем еще две буквы.

Читать еще:  Какой предпусковой подогреватель двигателя лучше

А вот номера автомобилей, принадлежащих организациям, отличались − там сначала шли цифры, а после все три буквы вместе.

В буквах был закодирован регион. Использовались, как правило, буквы, присутствующие в названии города или области СССР. Причем, была изрядная путаница − для городов, начинавшихся на одну букву, использовали разные комбинации с второй буквой. Например, для Москвы были серии МН, ММ, МК, и другие. Для Московской области − МО, МЕ, МЖ, МЗ. Но никогда ни в Москве ни в области не было номеров МИ, МБ, т.к. эти комбинации использовались для другого города на «М» − столицы Белоруссии Минска. А «МУ» − это уже Мурманская область. Причем города были перемешаны с краями и даже целыми республиками. «ЛД» это город Ленинград, а «ЛИ» и «ЛК» − Литовская ССР! Иногда серий с буквами названия города не хватало, и тогда добавлялись вовсе абстрактные. Например, в том же Ленинграде были номера серии «СР».

Была еще одна интересная штука − в Москве в номере автомобиля такси был закодирован номер таксопарка. Зная это, а также места расположения парков, можно было использовать это при договоренности с таксистом, охотнее ехали часто ближе к своему парку. Я до сих пор помню многие номера парков и их места дислокации. Помимо всего прочего, были еще и специальные серии, по которым можно было определить принадлежность государственного автомобиля тому или иному ведомству.

Вы, наверное, обратили внимание, что в номерах использовались все буквы русского алфавита, в том числе и не имеющие аналогов в латинице, такие как «Ж», «Б» и т.д. Понятно, что запись таких номеров за границей (например, иностранными пограничниками, полицейским) представляла бы трудности. Поэтому в СССР были . специальные «выездные номера», которые выдавали для выезда из страны. Поскольку число выезжавших автомобилей было мизерным (собственно, как и количество граждан), такая схема работала. Сейчас немыслимо представить этот гемморой.

Примеры номеров выездных серий Латвийской ССР.

Советские номера штамповались из стали, и поэтому часто ржавели. Потеки ржавчины на белом фоне ухудшали читаемость номера, подкрашивание в кустарных условиях как правило надолго не помогало.

Надо сказать, что к началу девяностых полно было автомобилей и на более старых номерах, так называемых «черных», образца 1958 года.

И вот, в 1993 году было принято решение закончить с этим бардаком, и ввести в новой России совершенно новые знаки, с другим принципом формирования. Страна была поделена на регионы с кодовыми номерами. Впервые под регион отводилось отдельное поле на номерном знаке, обособленное от основного кода. Впервые же на знаке присутствовал государственный флаг России. Тем самым, номерной знак стал цветным, что раньше даже представить было трудно.

Было оставлено три буквы, как и ранее, одна шла впереди. Впервые было введено ограничение на использование букв − допускались исключительно такие, аналоги которых есть в латинице. Исключение сделали для «У» − ее, при записи латиницей, все же с натягом можно заменить на «Y». Цифр стало три. Впервые было упразднено деление на «частные» и «государственные» знаки. Особый вид имели военные, дипломатические знаки, знаки автомобилей принадлежащих иностранным организациям и гражданам на условиях временного ввоза (желтые). А также прицепы, мотознаки, знаки сельхозтехники. И наконец последнее новшество − н омера стали штамповаться из алюминиевого сплава, а краска имела световозвращающее покрытие.

Когда мы увидели на улицах новые номера, это было очень непривычно. Надо сказать,что тогда автомобилей было намного меньше, чем сейчас и серии выходили медленнее. Несколько месяцев по городу ездили одни только «АА» − «АВ». Кстати, первые полгода-год (а в регионах и дольше) номера делали без цветного флажка России. Видимо, цветная печать была еще не до конца отлажена. Сейчас в среде коллекционеров такие номера, наверное, большая редкость.

Я получал новые номера в мае 1994-го, и у меня была уже серия «ВВ». Кстати, с введением новых номеров не сразу пошла охота за красивыми номерами. Какое-то время ушло на выработку новой моды − какие номера теперь красивые. Поэтому первое время были возможны вот такие сочетания:

Когда все привыкли к новым номерам, стало ясно, что они лучше и удобнее. Отделение кода региона в отдельный блок действительно было прекрасным решением. Правда, в те тяжелые годы сложно было представить, какой автомобильный бум ждет страну, и рано или поздно придется вводить дополнительные коды регионов, а позже − трехзначные коды. Но это все было потом.

А тогда все заметили, как ушли в прошлое гнилые номера, благодаря переходу на алюминий. Правда, со временем выявилась другая проблема − тонкая алюминиевая основа номера гораздо хуже поддавалась рихтовке в случае повреждений, чем старая стальная − мятый номер очень сложно было вернуть в приличный вид. Замена же испорченного номерного знака на новый долгие годы была очень сложной процедурой, и существенно упростилась только в прошлом году.

Ну а что же со старыми номерами? Их спокойно эксплуатировали еще очень долго. Не было требования по немедленной замене номеров, она происходила естественно при перерегистрации автомобиля. Однако, многие продавали машины по доверенности, либо просто не меняли машину, особенно это касалось людей пожилого возраста − времена были такие. У кого-то машина вообще стояла на приколе до лучших времен. Поэтому долго еще глаз цеплялся на улице за старый номер, который остался символом навсегда ушедшей эпохи. Хотя, конечно, советские номера, и особенно черные, стали встречаться все реже.

Но только в 1999 году вышло постановление, согласно которому с определенной даты (не помню уже какой) объявлялись недействительными номерные знаки . образца 1957 года, то есть черные, выданные до 1977 г. Владельцам автомобилей с такими знаками было предписано пройти перерегистрацию. С тех пор черные номера вне закона. Более поздние же, «белые» советские номера действительны до сих пор.

А еще с 1994 года начали выдавать водительские удостоверения нового образца − так называемые «пластиковые». Непривычно маленькие и по-заграничному симпатичные. Впрочем, это уже совсем другая история.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector