Содержание

Трассологическая экспертиза после ДТП пример

Трасологическая экспертиза при ДТП

Особенности

Что такое трасологическая экспертиза и что она устанавливает

Как и в каких случаях проводится трасологическая экспертиза

Оглавление

А вария – всегда большая неприятность для владельца автомобиля и водителя. Не беда, если ущерб незначительный или его нет совсем, и стороны не имеют никаких разногласий. Но иногда встречаются ситуации, когда прийти к согласию становится невозможно. В таких случаях проводится трасологическая экспертиза, с помощью которой можно достоверно установить, кто является виновником и чьи действия спровоцировали происшествие.

Что это такое

Автотехническая трасологическая экспертиза – изучение всех остатков и следов происшествия. В ходе нее эксперты внимательно изучают все подробности происшествия, характер повреждений, обстоятельства их получения. Все полученные факты складывают в общую картину и могут сделать обоснованный вывод о том, кто является виновником происшествия.

Данное исследование могут осуществлять только квалифицированные специалисты – эксперты-трасологи (сотрудники частных экспертных учреждений, либо сотрудники отдела полиции, а также привлеченные эксперты со стороны страховщика). Основанием для такой экспертизы являются нормы действующего законодательства. Эксперты достоверно устанавливают всю хронологию событий, воспроизводят всю траекторию движения автомобилей, сроки, временные рамки и перечень всех действий, произведённых водителями, что в целом помогает установить истинную картину происшествия.

Суд, на основании результатов экспертизы, принимает решение о том, кто является виновным лицом.

Когда назначают

Как правило данный вид экспертизы назначается лишь в случае необходимости – если никто из сторон не признает вину, и для установления виновного лица необходимо установить ряд фактов.

К таким случаям относится:

  • страховщик отказал в выплате компенсации (в таком случае нужно доказать, что авария является страховым случаем и данные ложные);
  • виновное лицо скрылось с места аварии, но подозреваемый задержан;
  • виновное лицо не установлено, не установлено также, кто из участников нарушил правила дорожного движения;
  • пострадавшие лица намеренно увеличили сумму ущерба, она не соответствует причиненным повреждениям;
  • пересмотр дела в связи с появлением новых обстоятельств.

Вопросы эксперту при проведении экспертизы

Данная экспертиза дает возможность установить хронологию событий, которые спровоцировали происшествие, позволяет точно установить обстоятельства аварии. Это существенно облегчает процесс установления виновника ДТП, особенно когда стороны отрицают свою вину, не признают факт нарушения правил дорожного движения.

При проведении экспертизы инициаторы задают конкретный перечень вопросов эксперту, к ним можно отнести:

  • вопросы, касающиеся принадлежности тех или иных следов к конкретным автомобилям, позволяющие установить возможность удара;
  • вопросы, позволяющие восстановить ход всех событий, устанавливают количество участников ДТП, точное место столкновения, хронологию событий и действий, угол столкновения.

Инициатором проведения экспертизы и постановки конкретных вопросов могут выступать судьи, рассматривающие данное дело, либо сотрудники правоохранительных органов. Также стороны судебного разбирательства имеют право заявлять ходатайство о проведении трасологической экспертизы для установления обстоятельств дела. До момента судебного разбирательства стороны могут самостоятельно обращаться к таким экспертам.

Методика проведения

Объектом исследования в данном случае будут являться автомобили, участвующие в аварии, а также оставленные следы и части автомобилей (когда исследование проводится на месте происшествия).

После аварии экспертиза производится следующим образом: специалисты сопоставляют все повреждения, следы происшествия, и факты, тщательно сопоставляют полученную информацию, после чего дают точную оценку результатам исследования.

В некоторых случаях эксперт может использовать метод компьютерного моделирования, чтобы установить обстоятельства ДТП.

К итоговому отчету эксперта обязательно прикрепляют фото схемы, это сделано для того, чтобы понимать какие исходные данные были у эксперта.

Для того чтобы результат исследования был максимально достоверным, все стороны разбирательства должны предоставить эксперту:

  • ходатайство о назначении трасологической экспертизы;
  • протокол об административном правонарушении;
  • схема происшествия;
  • видеозаписи, на которых запечатлён момент аварии;
  • письменные показания всех участников аварии и очевидцев произошедшего;
  • иные важные материалы дела.

Цена на проведение экспертизы зависит от того, какой объем работы и поставленных задач стоит перед экспертом. Средняя стоимость на проведение экспертизы составляет 15.000 руб., но, при этом, в зависимости от объема работы сумма может меняться от пяти до 50.000 руб.

На стадии досудебного до судебного решения конфликтов цена может быть ниже в среднем на 30 % от итоговой стоимости это связано с тем, что до момента возбуждения судебного дела эксперта проще установить факты, относящиеся к обстоятельствам ДТП. Также на судебной стадии цена бывает ниже, поскольку эксперту не нужно торопиться готовить отчёт до определённой даты судебного заседания, он может всецело погрузиться в исследование.

Сроки выполнения исследования

Экспертиза может быть проведена сразу же после аварии либо на стадии досудебного урегулирования споров, также это возможно во время судебного разбирательства, но в основном все зависит от конкретной ситуации. Безусловно, гораздо проще работать эксперту сразу после случившийся аварии, поскольку установить обстоятельства по горячим следам не составляет большого труда. Если перед экспертом поставлено большое количество вопросов и необходимо провести большую сложную работу, экспертиза может затянутся до месяца.

Как составить ходатайство о проведении технической экспертизы

Инициатором проведения технической экспертизы может быть любая сторона участвующая в судебном процессе. Для этого сторона должна предложить конкретные вопросы, которые будут поставлены перед экспертом, а также предложить организацию, в которой будет проведена техническая экспертиза.

Читать еще:  Эвакуируют ли машину без ОСАГО

В том случае, если другие стороны процесса не возражает и не вносит корректировок, относительно поставленных перед экспертом вопросов, вероятнее всего, суд удовлетворит ходатайство и на основании данного решения будет проведена трасологическая экспертиза.

Заявлять ходатайства можно лично, например, в процессе судебного разбирательства либо передавать через канцелярию суда это решает сама сторона процесса. Также важно знать, что, если судья отказывает в удовлетворении ходатайства данное решение, как и любое другое, можно обжаловать в суде высшие инстанции — это право сторон судебного процесса.

Не существует единого шаблона да для подачи ходатайства, оно составляется в свободной форме. Единственное требование — это обязательные указания наименование суда в шапке ходатайства, а также сторон судебного процесса их ФИО и контактные данные. Для примера вы можете взять свое исковое заявление скопировать шапку, но, при этом, изменить слово исковое заявление на слово ходатайство. Также рекомендуем указывать номер дела и указать вид необходимой экспертизы, а именно Транспортная трасса логическая экспертиза по завершённому ДТП.

Далее укажите основание проведения экспертизы – обоснуйте необходимость проведения данного исследования, перечислите перечень вопросов, которые будут поставлены перед экспертом, а также укажите экспертную организацию, которая, по вашему мнению, сможет провести качественную полноценную экспертизу и установить спорные обстоятельства дела.

Порядок проведения и стоимость трассологическая экспертиза после ДТП

Трасологическая экспертиза – это наилучший способ для установления истинных причин дорожно-транспортного происшествия. Осуществление трасологической экспертизы дает возможность воссоздать полную картину происшедшего во время аварии. Транспортно-трасологическая экспертиза при дтп – исследование механизмов образования следов, возникающих исключительно при ДТП. Иными словами, криминалистика – наука, позволяющая максимально изучить место происшествия и правильно прочитать картину следов, раскрывая механизм всей аварии.

Задачи трасологической экспертизы

Эксперты, проводящие трасологию, посредством своих исследований решают спектр вопросов, относящихся непосредственно к механизму дорожно-транспортного происшествия, и решают следующие задачи:

  • определение механизма происшествия (с указание даты, времени, места и состава участников);
  • определение места столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода либо препятствие);
  • соответствие места столкновения либо наезда, указанное на схеме происшествия экспертным подсчетам;
  • определение последовательности действий транспортных средств во время столкновения;
  • определение контактных частей транспортного средства, которые пострадали в результате ДТП;
  • определение угла столкновения транспортных средств;
  • уточнение данных о лицах, указанных в постановлении о назначении экспертизы находившихся за рулем.

Широко распространено назначение транспортно – трасологических экспертизы страховыми компаниями. Конкретно этот вид экспертизы позволяет достоверно определить соответствие повреждений на механизмах транспортных средствах обстоятельствам ДТП.

Когда проводится трасологическая экспертиза

Аварийная экспертиза в гражданском процессе часто проводится автолюбителями, которым по каким-либо причинам отказали в выплате страховых взносов. Этими причинами круг проблем ограничивается не всегда:

  1. Возможно назначение трасологической экспертизы следователем при необходимости установить полную картину происшествия, а также наказать виновных вследствие судебного разбирательства;
  2. Транспортно-трасологическая экспертиза проводится, если виновник ДТП скрылся с места происшествия, преследуя цель уклонения от судебного разбирательства и последующего наказания;
  3. Судебная экспертиза МВД проводится в обязательном порядке при нанесении ущерба здоровью либо жизни одного из участников ДТП;
  4. Если картина происшествия полностью не ясна, и каждый из участников ДТП старается доказать свою правоту;
  5. Если отсутствует возможность прояснить ситуацию и механизм аварии на месте;
  6. Когда на невиновное лицо пытаются возложить обвинения в дорожно-транспортном происшествии;
  7. Когда страховая отказала в выплате по ОСАГО на тех основаниях, что обстоятельства ДТП до конца не выяснены.

Провести трасологическое исследование любой из участников ДТП вправе самостоятельно, причем к выбору эксперта нужно подойти тщательно – от этого во многом зависит исход дела.

Для чего необходима трасологическая экспертиза

Трасологическая экспертиза после ДТП необходима для определения механизма происшествия, отображающего последовательность каждой его стадии. Трудно установить виновность одной из сторон, когда автомобили двигались в попутном направлении. Экспертиза требуется для идентификации следов происшествия с собранными образцами.

Участники дорожного автотранспортного происшествия должны иметь в виду, что объектом трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии являются зафиксированные документально следы, то есть отдельные предметы, транспортные средства, люди. Отсутствие следов исключает возможность проведения трасологии.

Какие вопросы решает трасологическое исследование

Спектр вопросов, решаемых посредством проведения подобной экспертизы, весьма широк. В зависимости от анализируемых объектов, целей и задач, выделяется три группы вопросов:

  1. Определение групповой принадлежности транспортных средств:
    • вид транспорта, оставивший следы на месте происшествия;
    • модель шин, оставивший след на месте аварии;
    • принадлежность следов представленному виду транспортного средства;
    • возможность удара автомобилей А и В, исходя из формы, размеров и расположения повреждений на транспортных средствах.
  2. Установление целого по частям:
    • определение принадлежности поврежденных деталей, обнаруженных на месте происшествия, конкретным транспортным средствам;
    • определение целостности деталей до дорожно-транспортного происшествия, обнаруженные на месте аварии и транспортных средствах.
  3. Установление конкретного транспортного средства, участвовавшего в аварии:
    • принадлежность следов конкретному транспортному средству;
    • определение численности транспортных средств, оставивших следы;
    • принадлежность следов на месте происшествия конкретной автомобильной шине.

Стоимость трасологической экспертизы после ДТП

Анализ материалов заказчика, а также консультирование проводится бесплатно на месте происшествия. Подготовка трасологической справки с кратким заключением делается в течение одного-двух дней и стоит 5 000 рублей. Трасологическое исследование с полным экспертным заключением стартует от 10 000 рублей и готовится около трех-пяти дней.

Что определяет трасологическая экспертиза при ДТП? Ответит специалист в видео ниже:

Трасологическая экспертиза при ДТП

При оценке последствий от столкновения машин нужно выявить и закрепить все обстоятельства ДТП – вину одного иди обоих водителей, направление движение и совершенные маневры, место первого удара. Для правильной квалификации происшествия может проводиться трасологическая экспертиза по ДТП.

Читать еще:  Стоит ли восстанавливать машину после ДТП

Экспертиза обстоятельств ДТП

При отсутствии споров между участниками аварии и страховой компании назначение специализированных экспертиз может не потребоваться. Все обстоятельства ДТП будут получены из процессуальных документов, составленных по факту аварии (схемы места происшествия, протоколы, акты, извещение о ДТП и т.д.). Если какие-либо разногласия возникли, только специальные экспертные познания в области техники помогут разрешить спор.

Назначение трасологических экспертиз связано с анализом и оценкой следов, оставленных транспортными средствами на дорожном полотне, линии разметки, дорожных знаках, других автомашинах, на иных объектах. Экспертиза обстоятельств ДТП путем исследования оставленных следов позволяет получить заключение по следующим вопросам:

  • траектория маневров и перестроений, совершенных транспортными средствами перед столкновением;
  • фактическое местоположение машин после первого удара, в том числе при оставлении места ДТП одним или обоими водителями;
  • наличие и длина тормозного пути автомобиля, что позволит определить скоростной режим передвижения;
  • траекторию движения машин после удара, а также причинно-следственную связи с возникшими повреждениями.

Трасологическая экспертиза позволяет сделать однозначный вывод о причинах, которые повлекли столкновение, о действиях водителей в аварийной ситуации.

Проведение трасологической экспертизы происходит путем самостоятельного обращения участников ДТП, либо путем вынесения постановления судом. Как правило, участники административного дела заявляют в суде ходатайство о назначении экспертизы с обоснованием вопросов, на которые будет отвечать эксперт.

Особенности проведения трасологической экспертизы

В большинстве случаев судом выносится постановление о назначении трасологической экспертизы следов автомобиля. Это позволит установить траекторию движения машин и, как следствие, истинного виновника аварии. Для проведения экспертных мероприятий, в постановлении суда формируется круг вопросов, которые направляются эксперту для исследования. Одновременно в экспертную организацию передаются документы, свидетельствующие о картине происшествия:

  • подробная схема места происшествия, составленная сотрудником ГИБДД или участниками дорожного столкновения;
  • протоколы о нарушениях ПДД;
  • фотографии, сделанные сотрудниками ГИБДД или самим экспертом в ходе осмотра места происшествия;
  • записи с камер видео- и фотофиксации, записи видеорегистраторов с автотранспорта;
  • извещение о ДТП;
  • протоколы о техническом состоянии автотранспорта;
  • иные процессуальные материалы административного дела.

Обратите внимание! В процессе экспертных мероприятий исследуются и транспортные средства, если в отношении них не проведены восстановительно-ремонтные работы. Если повреждения машин фактически устранены в ходе ремонта, могут использоваться данные о повреждениях, зафиксированные в отчетах и актах автоэксперта.

Ключевое значение для рассмотрения административных и уголовных дел имеют выводы эксперта, изложенные в заключении. Это позволит:

  • добиться отмены процессуальных документов, свидетельствующих о вине водителя машины в аварии;
  • определить виновность одного из участников дорожного столкновения, если это невозможно было сделать на месте ДТП;
  • установить обстоятельства ДТП, если один или оба водителя скрылись с места происшествия;
  • определить степени вины каждого из водителей, если сотрудники ГИБДД установили обоюдную вину;
  • установить вину пешехода в случившемся столкновении, если эти данные не следовали из процессуальных протоколов.

С помощью заключения трасологической экспертизы можно отменить неправомерные обвинения в нарушениях ПДД, оспорить уже вынесенные административные санкции. Кроме того, установление вины одного из водителей с помощью эксперта позволит получить максимально возможные выплаты по страховке ОСАГО, в том числе путем подачи искового заявления в порядке гражданского производства.

Когда необходимо добиться справедливости: трасологическая экспертиза при ДТП

Иногда чтобы знать подробности автомобильной аварии, определить виновника, другие важные обстоятельства, одних показаний участников, свидетелей и даже видеосъемки недостаточно. Нужно особое исследование всех материалов, которые проводят специалисты. Оно называется трасологической экспертизой и отвечает на многие вопросы, возникающие в ходе расследования дела.

Когда нужна транспортно-трасологическая экспертиза

Исследование назначается не во всех случаях ДТП. О том, когда это бывает, сказано в статье 26.4 КоАП:

Изучение следов, оставшихся после происшествия, обязательно, если:

  • не определен виновный в аварии, или он отказывается признать себя таковым;
  • страховая компания не собирается платить потерпевшему деньги, ссылаясь на то, что его автомобиль мог быть поврежден по другой причине, а не во время ДТП;
  • автомобилиста обвиняют в совершении аварии, а он в ней не участвовал;
  • машина была повреждена в результате других действий с нею, а не столкновения с иным транспортом или препятствием.

Словом, исследование поможет выявить нюансы ДТП, которые заинтересованные в рассмотрении дела стороны видят по-разному. С его использованием разрешается конфликт между ними, определяется решение.

Иногда в исследовании нет нужды, так как все необходимые сведения получены более простыми способами.

Что она может установить

Экспертиза отвечает на целый круг вопросов, которые могут быть неясными при расследовании ДТП. Она определит:

  • где именно произошло столкновение автомобилей;
  • соответствуют ли объем и места повреждений на ТС обстоятельствам аварии;
  • где, в каком положении находились машины участников происшествия до того;
  • куда они перемещались;
  • под каким углом друг к другу находились ТС, когда случилось столкновение;

  • есть ли на месте аварии следы, оставленные конкретным автомобилем;
  • марку, модель и вид ТС, участвовавших в аварии;
  • кто из указанных в документе о назначении исследования людей управлял транспортными средствами;
  • какие детали автомобилей оставили материал для экспертизы на месте ДТП (правое или левое колесо, заднее или переднее, корпус, фара и т.д.);
  • механизм столкновения во время происшествия (движущиеся были объекты или кто-то из них ехал, а другие стояли);
  • модели шин;
  • есть ли следы ТС на других предметах, присутствовавших на месте происшествия (одежде людей, бордюре, теле);
  • действительно ли они принадлежат автомобилю, или оставлены там иным объектом;
  • перемещалось ли конкретное ТС в момент столкновения (наезда) или было неподвижным;
  • действительно ли исследуемый материал был частью автомобиля, участвовавшего в ДТП;
  • какие повреждения могли остаться после аварии, а какие быть полученными по иной причине;
  • в какой последовательности они образовались;
  • ошибочными или верными были действия водителей во время аварии относительно требований ПДД;
  • какими правилами им следовало руководствоваться.
Читать еще:  Что делать после ДТП пострадавшему

О том, что собой представляет судебная экспертиза по ДТП, смотрите в этом видео:

Особенности проведения после ДТП

Исследование назначается после сбора основного материала на месте аварии. Ведь для проведения экспертизы специалистам понадобятся:

  • схема с места ДТП, выполненная его участниками или сотрудником ГИБДД;
  • протокол осмотра;
  • фото и видеоматериалы, выполненные после случившегося техническим специалистом службы, свидетелями аварии;
  • автомобили участников происшествия;
  • предметы с места аварии, которые были затронуты во время нее;
  • информация с видеорегистраторов машин, участвовавших в ДТП;
  • протокол осмотра автомобилей;
  • справка о ДТП.

Материала, предоставленного для исследования, должно быть достаточно, чтобы сделать выводы, ответить на имеющиеся вопросы. Иногда хватает лишь части приведенного списка. В других случаях он может быть расширен. Но чем более полный материал предоставлен, тем точнее будут выводы трасологической экспертизы.

Получив его, специалисты используют весь комплекс имеющихся в их арсенале методов. В него входят технические средства, компьютерное моделирование, физический и химический анализ материала, математические расчеты. Сначала происходит предварительное изучение, в основном это протоколы, схемы, фото и видео.

Затем выполняется детальное расследование, являющееся основным этапом трасологической экспертизы. Для него может понадобиться снятие отдельных частей авто и других объектов, доставка их в лабораторию. После детального рассмотрения специалисты делают выводы на основе изученного, которые формулируются документально в виде ответов на поставленные в самом начале вопросы. К отчету прилагаются фото и видео, схемы и другие дополнительные материалы.

Если экспертизу назначает не следователь, а автомобилист, она проводится примерно в таком порядке:

  • выбирается компания, имеющая право выполнять трасологические исследования;
  • собирается пакет документов, куда, кроме перечисленных, включают СТС, ПТС и объяснения участников ДТП;
  • специалист прибывает на место аварии вместе с заказчиком, имея при себе нужные инструменты (лупу, пинцет, рулетку и т.д.);
  • на осмотр эксперту предоставляется автомобиль, участвовавший в ДТП;
  • если необходимо, исследуются его агрегаты и детали, для чего производится разборка;
  • полученная информация вносится в компьютер и с помощью специальной программы моделируется виртуальное ДТП;
  • заказчик получает содержащий выводы отчет, который предоставляют в качестве доказательства.

PC-CRASH — одна из программ для моделирования ДТП

Что может быть образцом трасологической экспертизы

Образцом исследования является объект, потерпевший изменения во время аварии, или его часть. На основе их анализа делается вывод о природе целого предмета, отношении к ДТП (может ли он рассматриваться в качестве доказательства). Устанавливаются также причины видоизменения.

Образцами трасологической экспертизы могут быть:

  • частицы дорожного покрытия с места происшествия;
  • знаки, расположенные там;
  • автомобили и их детали;
  • следы шин;
  • слепки;
  • части бордюра;
  • фотографии;
  • отдельные предметы одежды человека или его тело;
  • микрочастицы всего перечисленного.

Образец итогового документа

После изучения объектов, а также иных материалов, оформляется документ трасологической экспертизы примерно следующего вида. Он предоставляется заказчику процедуры и суду.

Содержание документа по делам иного рода бывает и другим, не как в образце. Но он всегда содержит:

  • название организации, занимавшейся экспертной оценкой, ее контактные телефоны и иные средства связи;
  • подтверждение знания специалистом ответственности за заведомо ложные выводы по делу;
  • перечень вопросов, предложенных заказчиком, на которые по итогам экспертизы должны быть даны ответы;
  • сведения о выполняющем ее специалисте, включая образование и научные степени;
  • исходные данные дела, в том числе обстоятельства;
  • список использованной литературы;
  • описание самого процесса исследования;
  • выводы;
  • подпись эксперта.

Когда стоит подавать ходатайство о проведении

Трасологическую экспертизу может инициировать участник аварии, не только следователь. В таком случае выполнение стоит поручить независимым специалистам из организации, имеющей лицензию на этот вид деятельности. Сами эксперты обязаны иметь соответствующие профессии сертификаты.

Его имеет смысл оформить в следующих случаях:

  • Страховая компания не желает выплачивать деньги или оправлять автомобиль на ремонт за ее счет, мотивируя выводами сделанной ранее трасологической экспертизы. Независимое исследование докажет, что фирма нарушает закон, так как повреждения автомобиль получил именно в ДТП, а не как-нибудь иначе.
  • Компания, оформившая водителю полис, согласна сделать частичную выплату, не соответствующую степени повреждения автомобиля. Экспертиза сможет доказать, что все полученные изъяны являются страховым случаем, и ущерб должен быть погашен полностью.

Независимая экспертиза ДТП

Сотрудники ГИБДД отобрали у водителя права, мотивируя тем, что он якобы уехал с места ДТП, в котором был виновником. Подобные случаи тоже нередки и из-за недобросовестных инспекторов и злоумышленников, разъезжающих с чужими госномерами. Если последние попадают под камеру видеофиксации нарушений, полиция обвиняет настоящего владельца регистрационного знака.

Автомобилист стал жертвой мошенников, утверждающих, что он спровоцировал аварию, разбил их автомобиль. Если повреждения ТС аферистов были нанесены специально, или в процессе ДТП с другой машиной, при столкновении со статичным объектом, исследование это докажет.

Выполнять процедуру лучше в процессе предварительного расследования. Чаще так и бывает, если трасологическая экспертиза назначается в рамках транспортного или дорожно-автотехнического исследования. Ведь все проблемы, требующие ее проведения, возникают обычно на этой стадии. И пока следы аварии свежи, выводы можно сделать более точные.

Но трасологическую экспертизу выполняют и позже, если на предварительном расследовании она не проводилась, или нужно опровергнуть выводы предыдущей.

Исследование бывает довольно дорогим предприятием (от 12000 р.), если его заказывает один из участников ДТП в независимой организации. Но при вынесении решения суда в его пользу оплату могут возложить на виновника события. Считающему себя потерпевшим водителю не стоит экономить на экспертизе. Ведь она может спасти его от более серьезных неприятностей, чем финансовые затраты.

Полезное видео

О проведении независимой экспертизы смотрите в этом видео:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector