Как бороться со страховой компанией ОСАГО

Правовые вопросы

СК не платит по ОСАГО? Как бороться со страховой компанией

26.02.2006 | Комментарии

Вам кажется, что СК затягивает сроки выплаты? Давайте разберемся, кто виноват. И если виновата СК — то попробуем наказать ее.

Вам кажется, что СК затягивает сроки выплаты? Давайте разберемся, кто виноват. И если виновата СК — то попробуем наказать ее.

Для начала нужно посмотреть все документы, когда они сдавались в СК, есть ли подтверждение, что они приняты в СК. И тогда остается посчитать дни.

В основном все проблемы со сроками выплат возникают от того, что Вы сами создаете эти проблемы. Ибо нужно не просто хотеть получить деньги, но и соблюсти условия их получения. А это достаточно непросто.

Что на это нам говорит законодательство? Сроки выплат регулируются разделом Х Постановления Правительства РФ №263.

75. Страховая выплата производится путем наличного или безналичного расчета в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об осуществлении страховой выплаты в соответствии с пунктом 70 настоящих Правил.

Немного отвлекемся и вспомним про существование ФЗ «ОБ ОСАГО», который в п2. ст. 13 говорит нам, что «Страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховой выплате и приложенные к нему документы в течение 15 дней со дня их получения. В течение указанного срока страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ».

Таким образом, хоть в ППРФ речь ведется о 15+3 днях, на самом деле срок для осуществления страховой выплаты составляет 15 дней.

Что означает принятие решения в соответствии с п.70?

70. Страховщик в течение 15 рабочих дней со дня получения документов, указанных в пунктах 44, 51, 53 — 56, 61 настоящих Правил, составляет акт о страховом случае, на основании которого осуществляет страховую выплату потерпевшему либо направляет письменное извещение о полном или частичном отказе в выплате с указанием причин отказа.

Что за документы нужно предоставить, чтобы пошел отсчет 15 дней? Не будем рассматривать вариант возмещения ущерба здоровью, там все сложнее и неопределеннее ввиду труднособираемости документов. Будем считать, что ущерб причинен только имуществу, т.е. Вашей машине.

44. Потерпевший на момент подачи заявления о страховой выплате прилагает к заявлению:
а) справку о дорожно-транспортном происшествии, выданную органом милиции, отвечающим за безопасность движения, копию протокола об административном правонарушении, оформленного в связи с происшествием, копию постановления по делу об административном правонарушении;
б) извещение о дорожно-транспортном происшествии (если оно заполнялось потерпевшим).

61. При причинении вреда имуществу потерпевшего (транспортным средствам, зданиям, сооружениям, постройкам, иному имуществу физических, юридических лиц) кроме документов, предусмотренных пунктом 44 настоящих Правил, потерпевший представляет:
а) документы, подтверждающие право собственности потерпевшего на поврежденное имущество либо право на страховую выплату при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица;
б) заключение независимой экспертизы о размере причиненного вреда или заключение независимой технической экспертизы об обстоятельствах и размере вреда, причиненного транспортному средству, если такая экспертиза организована самостоятельно потерпевшим (если экспертиза организована страховщиком, заключения экспертов находятся у него);
в) документы, подтверждающие оплату услуг независимого эксперта, если оплата произведена потерпевшим;
г) документы, подтверждающие оказание и оплату услуг по эвакуации поврежденного имущества, если потерпевший требует возмещения соответствующих расходов. Подлежат возмещению расходы по эвакуации транспортного средства от места дорожно-транспортного происшествия до места его ремонта или хранения;
д) документы, подтверждающие оказание и оплату услуг по хранению поврежденного имущества, если потерпевший требует возмещения соответствующих расходов.
е) иные документы, которые потерпевший вправе представить в обоснование своего требования о возмещении причиненного ему вреда, в том числе сметы и счета, подтверждающие стоимость ремонта поврежденного имущества. Возмещаются расходы на хранение со дня дорожно-транспортного происшествия до дня проведения страховщиком осмотра или независимой экспертизы;

Вспомните, оценку ущерба Вы делали по направлению СК? Да? Или нет? Это важно.

Таким образом, для того, чтобы начали «капать» 15 дней, нужно предоставить в СК (и зафиксировать дату предоставления, это важно) следующие документы:

— заявление о страховой выплате
— справка о дорожно-транспортном происшествии,
— копия протокола об административном правонарушении,
— копия постановления по делу об административном правонарушении,
— извещение о дорожно-транспортном происшествии (если оно заполнялось потерпевшим),
— документы, подтверждающие право собственности потерпевшего на поврежденное имущество либо право на страховую выплату при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица,
— заключение независимой экспертизы о размере причиненного вреда или заключение независимой технической экспертизы об обстоятельствах и размере вреда, причиненного транспортному средству, если такая экспертиза организована самостоятельно потерпевшим (если экспертиза организована страховщиком, заключения экспертов находятся у него).

Если Вы документы порознь предоставляли, в разбивку, то соответственно, 15 дней начинают «капать» с того момента, как будет предоставлен в СК самый поздний документ.

Итак, Вы все таки уверены, что СК нарушает сроки? все документы предоставлены, даты зафиксированы, 15 дней прошли, а СК все ещё тянет?

Отправляйте в СК досудебную претензию. Это должно помочь, СК заплатит деньги, но вы ни в коем случае не останавливайтесь. СК должна ответить деньгами за свою просрочку, причем немалыми.

Приступим к наказанию СК.

1. Определитесь с адресом страховой компании, ее реквизитами. Куда посылать досудебную претензию, и какой адрес указывать в исковом заявлении. Позвоните в СК, узнайте ее юридический адрес.

2. Определитесь с координатами суда. Выясните их.

3. Составьте комплекты документов, подтверждающих Ваши требования (копия полиса, копия квитанции, копия досудебной претензии, копия ответа на претензию).

Вам понадобятся следующие документы:

Хоть договор страхования и является договором на оказание услуги, но реально получить по 3% за просрочку страховой выплаты вряд ли получится, ибо:

Согласно Приказа МАП РФ от 20 мая 1998 г. N 160, “исходя из смысла статьи 39 Закона «О защите прав потребителей» в случаях, когда договоры об оказании отдельных видов услуг по своему характеру не подпадают под действие главы III Закона «О защите прав потребителей», регулирующей отношения при выполнении работ (оказании услуг), применяются правовые последствия, предусмотренные не главой III Закона «О защите прав потребителей», а Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами, регулирующими отношения по договорам об оказании таких услуг. К таким договорам, в частности, относятся договор банковского вклада, договор страхования.”

То есть не 3% в день по ст.28.5 ЗЗПП, а всего лишь по ставке рефинансирования по ст.395 ГК РФ.

Mitsubishi ASX Клуб

Форум клуба владельцев Mitsubishi ASX

Как правильно бороться со страховой компанией

Как правильно бороться со страховой компанией

Сообщение solka » 22 авг 2011, 22:28

Сообщение Ksenia69 » 20 ноя 2012, 00:50

всем привет!
Тема старая и к сожалению ссылка и перенаправки на ссылки не ссылку устаревшие (мне так комп пишет)

У меня проблемы со страховой.
Вернее с получением информации по моему делу по ДТП.

ДТП было 26 сентября, в этот же день я подала заявление в страховую через сервис Рольф Восток.
Мало того сервис (как уверяет меня страховая) задержал подачу документов, так и страховая постоянно переносит мне сроки. Каждый раз звоню в обозначенную дату, меня уверяют что им документы пришли позже и звонить в другой день, звоню в другой и та же песня.
сегодня уже 20 ноября, 30 дней уже прошло давно, как и что делать ума не приложу, звонки бесполезны, жалобы говорят пишите ради бога, но что толку если они в общую кучу упадут.

Прошу дайте совет кто с этим сталкивался и как вообще действовать?

Без машины оч тяжко..

Сообщение Юра+ » 20 ноя 2012, 04:04

Не звонить. Письменное заявление, присланное директору страховой компании (либо по почте заказным письмом с уведомлением, либо лично в офисе с постановкой штампа входящее № от числа такого то ) обычно ускоряют дело. В письме написать все обстоятельства, что где когда, список звонков (если звонили по сотовому, то можно справку детализации звонков приложить), а также справку от Рольфа когда переданы документы.

Сообщение Alex S » 17 фев 2013, 22:54

На днях Верховный суд рассказал, кого нужно считать правым в той или иной спорной ситуации вокруг полисов КАСКО. Потребители ликуют: клиент оказался прав почти всегда. Страховщики пугают, что эта правота дорого обойдется покупателям полисов в будущем: рынок якобы отреагирует ростом цен.

В опубликованном Верховным судом документе (отчете по отдельным вопросам судебной практики) были приведен ряд типовых споров между страховыми компаниями и их клиентами, застраховавшими свои автомобили по КАСКО. Каждый спор — это конкретное судебное дело с конкретным принятым по нему решением. Описанные в отчете решения Верховный суд считает верными (то есть соответствующими законодательству) и фактически обязывает суды низших инстанций выносить точно такие же решения по аналогичным делам. О каких же именно спорах идет речь и чью позицию — страховой компании или ее клиента — Верховный суд считает более оправданной?
Случай первый. Водитель-растяпа неплотно закрыл капот, сел за руль и дал по газам. Капот, само собой, открылся и разбил лобовое стекло. Водитель с полисом КАСКО в руках отправился в страховую — и получил отказ. На основании того, что инцидент стал результатом «грубой неосторожности». Верховный суд указал, что в этом случае закон на стороне водителя. У страховщиков останется единственный вариант: попытаться доказать умышленность действий клиента или обвинить его в мошенничестве. Но при всех упреках в адрес российской системы такой вариант вряд ли можно назвать реальным.

Случай второй. Водитель остановил машину у ларька, буквально на пять минут отбежал, оставив ключ в замке и документы в бардачке — а зломышленники воспользовались такой наивностью и угнали автомобиль. Страховщики вроде бы и «не против» компенсировать пострадавшему убытки, но вот беда: в правилах страхования (они являются приложением к полису) черным по белым прописано, что в случае угона владелец автомобиля должен предоставить компании все комплекты ключей и документы на машину. Верховный суд и здесь на стороне клиента: пункты правил противоречат Гражданскому кодексу, а значит — не имеют юридической силы.

Страховщики с Верховным судом не спорят, но опасаются людей, которые решат таким способом ежегодно менять автомобиль. «Несправедливо наказывать человека, если он отлучился на пять минут. Но таких случаев как раз немного. С другой стороны, для мошенников это — замечательная ситуация. Можно каждые 11 месяцев перед окончанием действия полиса „угонять“ автомобиль, получать страховку и покупать новый автомобиль», — рассказал Авто.Вестям.Ru заместитель начальника Управления розничного страхования ОСАО «РЕСО-Гарантия» Никита Ситников.
Случай третий. Владелец машины посадил за руль своего знакомого, а вписывать в полис КАСКО его не стал. Знакомый попал в ДТП, после чего хозяин автомобиля обратился в страховую. Та отказывает: ведь от количества вписанных в полис, от их возраста и стажа вождения напрямую зависит цена полиса. Знали бы страховщики заранее о том, что за руль будет садиться «лишний» человек — увеличили бы цену полиса при заключении договора. Верховный суд и эту ситуацию — и опять же со ссылкой на Гражданский кодекс — трактует в пользу клиента. Получается, что владелец может (не сразу — так через суд) получить компенсацию независимо от того, кто в момент ДТП находился за рулем застрахованного автомобиля.

Имеет ли смысл тогда вписывать в полис «подозрительных» (молодых, неопытных или ранее попадавших в аварии) водителей, раз закон и без этого на стороне потребителя? Страховщики утверждают, что имеет, ибо желающим сэкономить от ответа все равно не уйти. «Вариантов развития событий два, — поясняет Ситников. — Если тот самый не вписанный в полис человек признан виновным в ДТП, страховая полностью компенсирует ущерб владельцу полиса, а потом в соответствии с Гражданским кодексом подаст в суд на виновника ДТП, рассчитывая, что тот возместит убытки. Если не вписанный в полис человек с точки зрения ГИБДД не виновен, страховщик потребует у владельца полиса доплатить разницу между ценой, по которой полис был куплен, и ценой аналогично полиса, где нет ограничений по количеству водителей. Очевидно, что разница будет приличной».

Во втором случае дело вновь может дойти до суда, куда может обратиться и клиент (если страховая откажется что-либо выплачивать до погашения разницы), и страховая (если она выплатила возмещение, а доплачивать разницу клиент отказывается). Скорее всего, через некоторое время встанет вопрос о необходимости прояснения Верховным судом и такой ситуации.
Случай четвертый. После аварии владелец полиса обращается в страховую и просит не направлять машину на ремонт в выбранный компанией сервис, а выдать ему деньги на руки. Рассчитывая, что полученная сумма покроет затраты на ремонт. Страховая же заявляет, что готова выплатить ощутимо меньшую сумму. Причина, которую озвучивают страховщики — разница в ценах. «Мы можем отремонтировать машину, пожалуйста. У нас есть договоренности и с официальными сервисами. Ремонт машин на потоке, и сервисы дают нам определенные скидки. И факт таких наличия скидок принимается в расчет при определении цены полиса. Без нашего участия клиенту придется ремонтировать машину по рыночным ценам. Они выше тех, по которым наши партнеры с нами работают. И при определении цены полиса эти цены не принимались в расчет. Поэтому неудивительно, что сумма выплаты не покроет затрат на ремонт», — говорит Никита Ситников.

Верховный суд и здесь на стороне потребителя. В соответствии с Гражданским кодексом возмещению подлежат расходы, которые страхователь заплатил или заплатит для восстановления своего нарушенного права. Причем его право должно быть восстановлено в полном объеме: в переводе на простой язык — автомобилю должны быть возвращены товарный вид и работоспособное состояние. Независимо от того, прямой (направление на ремонт) или косвенный (выплата денег на руки) путь для этого выбран. Верховный суд также уточнил, что автовладелец имеет право ремонтировать свою машину в любом сервисе, а не только там, где предлагает страховщик. «Обычно такие вещи прописаны в договоре — вплоть до сервисов, которые можно выбрать для ремонта. Но если клиент сам выбрал себе сервис со среднерыночными ценами, он может предложить этот вариант страховой, а в случае отказа — потребовать ремонта именно в нем через суд. Если человек может обосновать выбор сервиса (предоставит счет) и доказать, что страховая компания не понесет убытков, суд обычно встает на его сторону. И неважно, в каких отношениях страховая и выбранный ее клиентом сервис», — подтвердил один из юристов, к которым обратились за разъяснениями АвтоВести.Ru.

Возникает вопрос о том, как будет оцениваться «среднерыночность» цен, но в этой области все как раз прозрачно: для оценки используются сложно называющиеся, но вполне конкретные и существующие в реальности документы, которые выпускаются налоговыми органами и Российской торгово-промышленной палатой.
Случай пятый. Владелец автомобиля застраховал его по КАСКО в январе, а в июне машину украли — или повредили в аварии так, что восстановить автомобиль не представляется возможным. Клиент рассчитывает, что страховая компания выплатит ему ту сумму, которая прописана в договоре. Страховая не против выплатить, но меньшую сумму – ведь стоимость автомобиля за несколько месяцев снизилась в процессе эксплуатации. Причем пропорциональное снижение выплаты прописано в правилах страхования, на основании которых составлен полис и которые к этому полису прилагаются. В приведенных Верховным судом примерах речь идет о попытках страховых компаний уменьшить выплаты примерно на 10 %.

И в этом случае Верховный суд поддерживает требования клиента. Более того, со ссылкой на действующие нормы права и конкретные документы суд утверждает, что «включение в договоры страхования условий о возмещении ущерба с учетом износа частей, узлов и агрегатов транспортных средств не основано на законе». То есть размер выплаты не должен меняться в зависимости от того, произошел страховой случай через 3 дня или через 11 месяцев после покупки полиса.
Публикация судом своего отчета, с одной стороны, играет на руку потребителям. «Большая часть судебных дел и до этого решалась в пользу граждан. Отчет Верховного суда только упрощает ситуацию, есть на что сослаться», — объяснил юрист. Раз есть некий документ, на который можно опереться в споре со страховой компанией — повышаются шансы, что в некоторых случаях решение будет принято в пользу владельца полиса, а некоторые случаи вообще не дойдут до суда. «Этот обзор формально не является источником права, но, конечно, это ориентир для нижестоящих судов. В ближайшее время к отчету должен добавиться расширенный и уточненный судейский документ,» — говорит Ситников.

Но в распоряжении страховых компаний есть самый простой инструмент — поднятие цен. Ведь КАСКО — это не ОСАГО, и у страховщиков есть законная возможность поднять цены как угодно высоко. «Если в упомянутом выше расширенном документе ничего не изменится, тарифы на КАСКО серьезно возрастут. Ведь страховые компании должны будут возместить себе все возможные риски. К сожалению, Верховный суд лишил нас возможности сегментировать клиентов, чтобы, например, предоставлять выгодные условия опытным водителям и бороться с мошенниками. Теперь тем, кто мог бы рассчитывать на значительную скидку, при покупке полиса придется оплачивать и риски молодых убыточных водителей, и тех, кто использует страхование в качестве заработка, а не возмещения вреда своему автомобилю», — резюмировал сотрудник компании-страховщика.

Почему страховая компания не платит по ОСАГО и как с этим бороться

Как мы знаем, уже более десяти лет в России работает ОСАГО – страховка гражданской ответственности участников дорожного движения. Наверное, уже никто не будет спорить с тем, что ОСАГО сделало отношения между водителями на дороге значительно более цивилизованными и предсказуемыми. Тяжелые ситуации, когда приходилось выкладывать из личного или семейного бюджета значительные средства на ремонт чужой машины, остались в прошлом.

К сожалению, и этот вид страхования часто становится яблоком раздора между страховыми компаниями, автовладельцами и государством. Часто ОСАГО в СМИ упоминается в связи с судебными разбирательствами, попытками мошенничества, штрафами. Причин тому множество: от непонимания прав и обязанностей, зафиксированных страховым договором до нечестных попыток нажиться, которые предпринимаются как отдельными лицами, так и целыми компаниями. Одной из самых часто обсуждаемых проблем является занижение выплатной суммы, или нежелание страховых компаний платить вовсе. Поговорим о ней подробнее.

Причины, по которым страховая компания может не платить

Следует помнить, что, согласно закону об ОСАГО, возможны обстоятельства, при которых страховая компания платить не обязана. Перечислим самые распространенные:

  • Полис ОСАГО не был продлен на момент аварии или был оформлен на поддельном бланке
  • В момент аварии за рулем находился водитель, не вписанный в полис ОСАГО
  • ДТП оформлялось с нарушениями процедуры или водитель предоставил не все документы
  • ДТП произошло из-за транспортировки опасных грузов (для них составляется отдельный договор)
  • Страховая компания не обязана платить сверх установленного законом лимита: 400 тысяч руб.
  • ОСАГО не компенсирует выплаты по упущенной выгоде и моральному ущербу

Тем не менее, такие ситуации сравнительно редки, обычно виновник аварии, имеющий на руках действующий полис ОСАГО, вправе рассчитывать на то, что причиненный им ущерб будет возмещен в установленном законом объеме.

Когда заплатят?

Сроки выплат установлены законом об ОСАГО и поправками, принятыми в сентябре 2014 года. Если страховка была куплена после 1 сентября 2014 года, страховая компания обязана рассмотреть дело и принять по нему решение в течение 20 рабочих дней. Если раньше 1 сентября 2014 года – то прежний срок, 30 рабочих дней. Два очень важных замечания:

  1. срок отсчитывается только с момента подачи полного набора документов (не с момента ДТП или звонка в страховую компанию!);
  2. праздничные и нерабочие дни не учитываются.

Что делать, если страховая компания не платит или пытается заплатить меньше?

Если отказываются платить по ОСАГО или занижают сумму, не стоит ругаться в офисе страховой компании с ее сотрудниками, решение о выплате, как правило, принимается не ими. Сразу подавать в суд тоже не надо: с 1 сентября 2014 года Вам необходимо сначала попробовать договориться со страховой компанией. Составляется досудебная претензия в письменном виде в двух экземплярах.

Составляем претензию в страховую компанию

Составляется досудебная претензия в письменном виде в двух экземплярах.

В ЗАО «Название страховой компании»
Адрес: _________________________

Копия (если претензия по договору ОСАГО) в Российский союз автостраховщиков
Адрес: _________________________

Копия в Инспекцию по страховому надзору ___________________ федерального округа
Адрес: _________________________

От Сидорова И. П.
Адрес: _________________________

ДОСУДЕБНАЯ ПРЕТЕН3ИЯ

Я, Сидоров И. П., «_число_» _месяц_ 2ХХХ г. в «__» час. «__» мин. стал участником ДТП, произошедшего по адресу: ___________________________.

В ДТП вовлечены следующие транспортные средства: управляемый мной автомобиль марки «______________», гос. регистрационный номер ______________ , и автомобиль марки «______________», гос. регистрационный номер ______________ , управляемый Петровым С. И.

Согласно акту ГИБДД (или решению суда — написать нужное) виновником происшествия признан Петров С. И.

В результате ДТП находящемуся в моей собственности и управляемому мной автомобилю нанесены повреждения. Водитель Петров С. И. предъявил полис ОСАГО серии _____ № _____ , выданный «_число_» _месяц_ 2____ г. страховой компанией ЗАО «Компания виновника».

В сроки, установленные «Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Правила), и в соответствующей этим правилам форме я сообщил в страховую компанию Петрова С. И. о наступлении страхового события.

«_число_» _месяц_ 2____ г. я передал в ЗАО «Компания виновника» все установленные Правилами и необходимые для выплаты страхового возмещения документы.

Правилами установлены сроки, в которые страховая компания обязана оформить страховой акт и выплатить возмещение. По ОСАГО этот срок составляет 20 календарных дней.

Таким образом, с «_число_» _месяц_ 2___ г. ЗАО «Компания виновника» нарушает сроки принятия решения о выплате страхового возмещения и ее осуществления.

В связи с выизложенным прошу в трехдневный срок:

  1. Выплатить мне страховое возмещение в установленном законодательством размере.
  2. Согласно п. 71 Правил выдать мне копию страхового акта с приложением к нему копии акта оценки ущерба.
  3. Согласно положению п. 70 Правил в добровольном порядке выплатить мне, Сидорову И. П., неустойку за просрочку страхового возмещения за каждый день просрочки, начиная с «_число_» _месяц_ 2____ г. в размере одной семьдесят пятой части ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей на «_число_» _месяц_ 2____ г. (указать дату, когда страховщик должен был оформить страховой акт), от установленной законом страховой суммы, равной 400 тыс. рублей.

В случае отказа, а также неполного, частичного или ненадлежащего удовлетворения моих требований либо оставления их без ответа, я намерен предъявить судебный иск о возмещении причиненного мне ущерба.

  1. Копия заявления №____ от «_число_» _месяц_ 2____ г. о выплате страхового возмещения.
  2. Копия протокола №____ от «_число_» _месяц_ 2____ г. по делу об административном правонарушении.
  3. Копия постановления №____ от «_число_» _месяц_ 2____ г. по делу об административном правонарушении.
    (*** Или копия решения суда, если вина Петрова С. И. установлена в судебном порядке.)
  4. Копия Свидетельства №____ от «_число_» _месяц_ 2____ г. о регистрации ТС.

__п о д п и с ь__ /Сидоров И. П./

К ней необходимо приложить результаты экспертизы (если считаете, что платят недостаточно, нужно пройти независимую оценку ущерба и результаты отразить в претензии) и свои банковские реквизиты. Важно добиться, чтоб в страховой компании приняли ее под роспись, а на вашем экземпляре сделали пометку о принятии с указанием даты. С момента принятия претензии в течение пяти календарных дней страховая компания обязана заплатить требуемую сумму или выдать мотивированный отказ. А вот если в течение пяти дней не последовало ответа, или страховая, на ваш взгляд, неправомерно отказывается платить, можно идти в суд.

Часто спрашивают: «Вот так сразу и в суд? А как же другие контролирующие органы?» Действительно, с жалобой на неправомерные действия страховых компаний в сфере ОСАГО есть куда обратиться: РСА, ФАС, Центральный банк. К сожалению, практика показывает, что они не всегда вовремя и в полном объеме реагируют на запросы населения, как в части навязывания дополнительной страховки и отказов продавать ОСАГО, так и в части урегулирования уже после ДТП. Чаще всего российские водители выясняют отношения со страховщиками именно в суде.

В случае выигрыша Вами дела страховая компания будет обязана оплатить Вашу экспертизу и все издержки, кроме того, можно отсудить у них пени за каждый просроченный день. Чаще всего в суд обращаются по поводу занижения суммы выплаты, случаи, когда страховая необоснованно отказывается платить, все-таки происходят реже.

Напоминаем, что сейчас уже нет необходимости судиться самостоятельно, это долгий и сложный процесс, требующий немалой юридической грамотности. Часто люди обращаются к услугам автоюристов, которые специализируются на отстаивании интересов клиентов именно в сфере обязательного или добровольного автострахования.

Страховщики научились ловить мошенников

Года обязательного страхования автотранспорта не хватило, чтобы решить основные организационные проблемы борьбы со страховым мошенничеством по ОСАГО. Зато у жуликов было достаточно времени на разработку целого арсенала способов обмана компаний. Все эти способы уже изучены специалистами служб безопасности страховых компаний, и за последние полгода им удалось вывести на чистую воду немало мошенников.

Бороться с мошенниками страховым компаниям очень трудно. Им не хватает информации. Рассказывает начальник сектора профилактики страховых мошенничеств компании «Ингосстрах» Сергей Карлс: «Поставить надежный заслон на пути мошенников невозможно без следующих мероприятий:

— единая информационная база ГАИ по зарегистрированным ДТП и предоставление страховщикам права пользоваться этой базой;

— единая информационная база страховщиков о заявленных страховых случаях;

— наличие права у страховщиков проводить собственные расследования».

В настоящий момент этих баз, стандартов и прав у страховщиков нет. Поэтому остается удивляться, как работники служб безопасности ловят мошенников. А они это делают, судя по статистике, достаточно успешно. Как сообщил нам руководитель департамента безопасности Росгосстраха Александр Мозалев, «в первом полугодии 2004 г. службой безопасности Росгосстраха переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел материалы по 131 выявленному случаю страхового мошенничества. По сравнению с 2003 г. объем переданных в правоохранительные органы дел возрос более чем в 3,5 раза».

Способы мошенничества по ОСАГО страховщикам хорошо известны. Самый сложный и изощренный обман — полная инсценировка ДТП, когда уже поврежденные машины расставляются в специально выбранном месте. Здесь для мошенников главное, чтобы виновность обладателя полиса ОСАГО не вызывала сомнения у сотрудников ГАИ. «Другой возможный вариант — когда полис ОСАГО покупается «задним числом», уже после ДТП, — делится опытом Александр Мозалев. — Подлинное время аварии тщательно скрывается до получения полиса, ну а потом уже происходит инсценировка ДТП. Бывают случаи и замены водителя, виновного в ДТП, если он не имеет полиса ОСАГО или водительских прав. Участники ДТП договариваются между собой, что вину на себя возьмет обладатель полиса ОСАГО, и дают соответствующие пояснения сотруднику ГАИ».

Следующий вид страхового мошенничества — т.н. «подстава». Вот как, например, работают мошенники в Санкт-Петербурге. У обманщиков дорогая иномарка с повреждениями крыла, фар или бампера. В качестве объекта «охоты» они обычно выбирают новый отечественный автомобиль или недорогую иномарку, в салоне которой, кроме водителя, больше нет никого. Когда машина жертвы остается без присмотра, мошенники незаметно наносят на автомобиль несколько царапин, которые потом станут «доказательством» ДТП. Сначала мошенники создают аварийную ситуацию на дороге, близкую к столкновению. Водитель-жертва, избежав аварии, продолжает двигаться по проезжей части. Мошенники догоняют его, вынуждают остановиться, заявляют, что ДТП имело место, и начинают вымогать деньги за якобы поврежденное крыло или бампер, аргументируя это тем, что ГАИ накажет виновника за то, что он уехал с места ДТП, а страховая компания по этой же причине не сможет произвести выплату. Поэтому единственный вариант для жертвы — это расплатиться на месте. «В данной ситуации страхователю необходимо вызывать ГАИ, — советует Александр Мозалев. — Причем звонок необходимо произвести со своего телефона, не слушая заверений мошенников, что у них все звонки бесплатные или что в случае приезда милиции вас лишат прав за оставление места ДТП».

А иногда мошенники приобретают автомобили, уже побывавшие в ДТП, и инсценируют аварию. При этом они, обычно, заранее приобретают полис ОСАГО на имя владельца отечественного автомобиля, ну а ДТП происходит с участием дорогой иномарки. Есть и еще один способ, невозможный без участия сотрудников ГАИ. Авария, которой не было в действительности, оформляется документально сотрудником ГАИ, подкупаются свидетели, а в страховую компанию предъявляются требования о выплате.

И конечно, после введения ОСАГО обрела новую жизнь классика страхового мошенничества — «двойное возмещение и двойное страхование». Вот случай попытки получить «двойное возмещение» из практики страховой компании «Согласие».

— ДТП произошло в г. Ноябрьске с нашим страхователем, который управлял а/м УАЗ 3909, — вспоминает начальник отдела урегулирования убытков по ОСАГО страховой компании «Согласие» Петр Харчевников. — Столкновение произошло с а/м ВАЗ 2113, застрахованным по «Автокаско» в «Росно». После ДТП стороны самостоятельно урегулировали вопрос в присутствии инспектора ГИБДД (наш страхователь отдал пострадавшему 35 000 рублей, взяв с него расписку). Затем пострадавший обратился в «Росно», где ему выплатили страховое возмещение в размере 54 905 рублей. Мошенничество вскрылось, когда из «Росно» в «Согласие» поступила претензия на указанную сумму. Компания «Согласие» ответила, что удовлетворить данную претензию не может, так как в имеющейся расписке указано, что пострадавший в связи с получением возмещения претензий к виновнику ДТП не имеет.

Что касается «двойного страхования», то вот как мошенники усовершенствовали классическую схему. Недавно совместными действиями ОБЭПа и службы безопасности Росгосстраха банда мошенников была задержана в Магнитогорске. 11 участников банды застраховали пять машин в четырех страховых компаниях и вписали друг друга в полисы. В результате инсценированных ими страховых событий страховая компания «СКМ» выплатила одному из мошенников за два сфальсифицированных страховых события 89 000 рублей, еще одной участнице банды страховая компания «НАСТА» выплатила 20 000 рублей, «Энергогарант» — 71 000 рублей. Попытка получить 160 тыс. руб. в страховой компании «АСКО» и 160 тыс. руб. — в Росгосстрахе для аферистов стала последней.

12 самых популярных форм страхового мошенничества в ОСАГО

— Использование похищенных бланков полисов

— Намеренная порча бланков и их списание — «полис напрокат»

— Занижение агентом суммы премии по полису

— Использование поддельных бланков и печатей

— Внесение в полис дополнительных водителей без уведомления страховой компании

— Фальсификация обстоятельств ДТП или пострадавшего автомобиля (замена водителя или номерных знаков, фальсификация акта о ДТП, фальсификация времени ДТП, замена исправных деталей на поврежденные и пр.)

— Провокация ДТП («подстава»)

— Двойное страхование и двойное возмещение

— Оформление полисов после ДТП

— Фальсификация результатов технической экспертизы

— Фальсификация результатов медицинской экспертизы

Читать еще:  Как восстановить КБМ после замены прав
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector