Как правильно поставить сабвуфер в комнате

Как правильно поставить сабвуфер в комнате

Помните, игрушку из детства — кубик рубика? Как ни крутишь его разноцветные квадратики, не можешь исчерпать все варианты их комбинаций. Так и с сабвуфером. Сколько ни двигай его по комнате, единственно правильное место для его качественного звучания не найдешь.

Специалисты называют сабвуфер самым капризным элементом домашнего кинотеатра. Чтобы добиться нужного звучания, кинотеатралам приходится изрядно с ним повозиться. Дело в том, что звучание саба сильно зависит от размеров и акустики помещения, от расположения в комнате предметов и, конечно, от его собственного местонахождения, а также от слушателя. Решая задачу размещения саба в комнате, можно пойти двумя путями: простым («босяцким», по определению одного из опрошенных нами специалистов) и сложным (профессиональным или более научно — прецизионным). Первая дорога доступна любому, даже самому несведущему обладателю домашнего кинотеатра, а вот вторая — только тому, у кого «золотые руки» или приглашенным специалистам-инсталляторам.

«Босяцкая» установка или ползаем по полу.

Самый распространенный метод при «босяцкой» установке — метод проб и ошибок. Он прост, но отнимает много времени. Поставьте диск или ленту с самыми глубокими басами, которые вы только сможете отыскать, и проигрывайте ее. При этом саб должен быть установлен непосредственно в месте прослушивания, еще лучше на высоте прослушивания. «После этого в буквальном смысле на корточках надо проползти по комнате, по всем ее углам, и в том месте, где сабвуфер будет звучать наиболее естественно, звук будет наиболее сбалансированным упругим и насыщенным, и следует установить сабвуфер, — объясняет Дмитрий Усачев, технический специалист ГК Synergenta. «При установке надо помнить только следующие вещи, — советует Юрий Фомин, основатель компании «Лига звука» . — Когда вы прислоняете сабвуфер к стене, звук увеличивается на 6 децибел, когда вы ставите его в угол, звуковое давление увеличивается еще на 6 децибел. То есть, если вам не хватает мощности сабвуфера, вы можете, переставляя его с места на место, увеличивать его звуковое давление».

У метода проб и ошибок есть и множество других особенностей. Специалисты не советуют располагать сабвуфер на одинаковом расстоянии от двух стен, поскольку это ухудшит равномерность амплитудно-частотной характеристики в области низких частот, и могут появиться искажения. Именно по этой причине иногда рекомендуют использовать не один, а целых два сабвуфера. Конечно, если речь идет об идеальном домашнем кинотеатре, когда в одной фронтальной плоскости находятся все каналы, то есть два сабвуфера, левый и правый и центральный каналы. «Тогда мы добиваемся синфазности излучения, и басовая волна идет единая и от фронта, и от сабвуферов», — поясняет Андрей Решетник, технический директор компании «Солярис» . «Это не развод на деньги, это нормальные вещи, поскольку любой сабвуфер провоцирует резонансные явления в комнате. Проблему подавления собственных частот помещения можно частично решить, если использовать два сабвуфера. Установленные в разных местах, они в итоге дадут более равномерное распределение поля (некоторые частоты, совпадающие с модами помещения, будут «встречаться» в противофазе), и в итоге суммарная характеристика становится гораздо более плавной», — говорит Дмитрий Усачев.

О ряде других особенностей метода проб и ошибок хорошо рассказывают участники аудиофильских форумов, основываясь, цитирую: на «тонких жизненных наблюдениях». Они отмечают, что большинство обладателей домашних кинотеатров либо включают сабы на полную громкость, либо «задирают» частоту среза. И получается в итоге, что звук из кинокартины «Пианино» подошел бы больше для ленты «Терминатор-2» или же при воспроизведении самой скромной басовой ноты сабвуфер неистово рычит. Чтобы такого не случилось, надо, во-первых, уменьшить громкость, а, во-вторых, постараться расположить саб около той же стены, где стоит телевизор, чтобы избежать фазового сдвига НЧ-волн от остальных. В-третьих, оставить немного места между телевизором и сабвуфером, поскольку внутри последнего спрятаны большие и разрушительные для кинескопа магниты. В-четвертых, лучше всего подавать на специальный «высокоуровневый» вход саба полнодиапазонный сигнал с «колоночного» выхода усилителя. В-пятых, установка слабенького сабвуфера в углу комнаты может немного «подтянуть» средние и верхние басы.

Обычно специалисты говорят, что сабвуфер можно поставить в любом месте комнаты. Они объясняют это тем, что басовый звук характеризуется большой длиной волны, превышающей характерные размеры помещения (например, низкий бас частотой 20 Гц имеет длину волны 15 метров). Но все-таки сабвуфер будет звучать лучше, если его поставить сбоку и перед слушателем. «Объясняется это тем, что, сидя перед сабвуфером, в первый момент человек слышит больше прямого звука и меньше отраженного. Ведь каждая комната — это элемент системы, своеобразной эквалайзер, который включен между усилителем и акустической системой, и очень часто даже самая хорошая акустика в акустически плохо подготовленном помещении звучит, мягко говоря, некорректно, — сообщает Дмитрий Усачев. — Соответственно, сабвуфер — наиболее капризный партнер помещения, и если его ставить без предварительной проверки (скажем, в углу комнаты) результат будет далек от идеала. В то же время не стоит драматизировать ситуацию — ведь речь идет о тонкостях, к которым большинство из нас относится вполне терпимо. В конце концов, аппаратура — не фетиш, а средство развлечения».

Когда только закладываются провода системы, специалисты советуют ставить устройство во фронтальной плоскости, то есть там, где установлены левый, правый и центральный каналы. «При этом рекомендуется направлять сабвуфер либо на середину комнаты, либо на противоположную стенку, — уточняет Андрей Решетник. — Это не будет противоречить акустическим свойствам помещения». С Андреем Решетником солидарен в этом вопросе и Александр Урванов, продакт-менеджер компании TRIA International, Ltd. : «У меня был опыт подобной установки. Когда потребитель не готов мириться с лежащими на полу кабелями и, соответственно, нет возможности экспериментальным путем найти оптимальное расположение сабвуфера в помещении, то мы ставили сабвуфер с фронта. И, как правило, это было недурственно!»

«Прецизионная» установка или сядем, сложа ручки.

Этот второй путь установки сабвуфера намного сложнее первого. Он является частью общей инсталляции домашнего кинотеатра, и им могут пойти только приглашенные специалисты-инсталляторы. Более того, эта установка возможна, если саб участвует не в системе 5.1., а в стереосигнале, то есть работает, как два-один, принимает участие в поддержке низкочастотного потока фронтальных колонок. При этом сам сабвуфер должен быть более навороченным, чем в случае «босяцкой» установки. «Он обязательно должен иметь регулятор фазы, четкий кроссовер, желательно регулируемый, чтобы фазировать низкочастотный сигнал с фазой фронтальных систем, и чтобы звук был без провалов и без излишних проемов», — рассказывает Юрий Фомин.

Профессиональную или прецизионную установку сабвуфера осуществляют, когда человек хочет, чтобы было меньше стоячих волн и искажений. «Надо искать точку в пространстве помещения, где стоячих волн очень немного. Ее можно найти только с помощью специальных измерительных приборов. Эту точку найти очень сложно еще и потому, что у многих очень маленькие комнаты, — поясняет Юрий Фомин. — Если избегать стоячих волн, сабвуфер нельзя ставить на пол, он должен быть на треть высоты поднят от пола, на чем-то стоять. Желательно при этом использовать параметрический эквалайзер».

В этой установке очень много важных нюансов. Взять хотя бы тот момент, когда надо правильно настроить частоты раздела на сабвуфере и на ресивере, выставить фазу, чтобы она была, например, не в противофазе фронтальным колонкам, иначе бас просто будет съедаться. Поскольку сабвуфер — это по сути своей обычный усилитель, который работает на один динамик, то часто бывает, что его звук зависит от фазировки в электрической розетке. «То есть, вы в розетку включаете, как бы «земля и фаза» или «фаза и земля», и звук может отличаться в некоторых случаях значительно, правда, необязательно на сто процентов», — уверен Андрей Решетник.

При установке саба большое значение имеют кабели, соединяющие его с ресивером. Обычно длина сабвуферного кабеля — 3-4 метра, бывает и больше — 6-8 метров. Чем длиннее кабель, тем сильнее воздействие электромагнитного излучения. Если он еще и не очень качественный, со слабой экранировкой, то влияние излучения еще больше увеличивается. «Очень хорошее подключение, правда, в достаточно высококачественных системах, обеспечивает балансный кабель, — говорит Андрей Решетник. — То есть от процессора есть балансный выход на сабвуферный канал, и балансным кабелем идет разводка до самого сабвуфера. При этом и сабвуфер должен обладать соответствующим балансным входом. Вот это некий идеал. Балансная конструкция кабеля позволяет передать сигнал, практически без каких-либо наводок. Там соотношение сигнал-сумма очень высокое». Таковы советы по установке саба в комнате для прослушивания. Как выяснилось, в принципе им следовать необязательно, поскольку сабвуфер можно располагать в любом месте комнаты. «На низких частотах человеческое ухо не может точно определить направление излучения волны, — убежден Роман Лаптев, генеральный директор компании «AUDIO GAMMA TRADING Ltd.» . — Единственное, что не рекомендуется делать, так это размещать сабвуфер в углах комнаты, то есть направлять его так, чтобы его основная динамическая головка излучала в угол, или сабвуфер был бы зажат каким-то образом между шкафами, другой мебелью — тогда возникнут многочисленные переотражения, и, в общем-то, это может негативно сказаться на общем звуковом поле». Не рекомендуется ставить сабвуфер и ровно в середине комнаты. «Хотя по опыту могу сказать, что часто бывает именно так, — вспоминает Андрей Решетник. — В середине комнаты стоит стойка с аппаратурой, симметрично относительно левой и правой стен, и сабвуфер находится прямо внизу под главной стойкой. В этом ничего особенно плохого нет, но все же лучше сабвуфер устанавливать где-то на расстоянии одной трети от ширины комнаты». Те, кто делится своим опытом на тематических форумах, также уверены, что саб можно ставить куда угодно, но при этом отмечают, что стены должны быть покрыты звукопоглощающим матариалом, только тогда звук будет правильным, т.к. должен быть слышен звук, а не его отражение от стен.

Читать еще:  Как правильно написать заявление о побоях образец

Саб не нужен?

Все вышеприведенные советы многим могут вообще не пригодиться. Зачастую подавляющее большинство клиентов хочет обходиться без сабвуфера. «Некоторые говорят, что его ставить некуда, и спрашивают, можно ли поставить по фронту большие колонки и как-нибудь (надеются, что мы им посоветуем) завести туда басы, — рассказывает Андрей Решетник. — На что есть и теоретический, и практический ответ: крайне нежелательно. Дело в том, что DVD-диски сейчас прописываются через видеоформат 5.1., а басовый канал прописывается отдельной строкой. Получается, что отдельный цифровой поток идет, и в процессоре он превращается в аналоговый сигнал и подается на сабвуфер. Если же сабвуфера не будет, то процессор в ресивере начнет бас подмешивать во все каналы, которые являются большими, и на этом этапе подмешивания будет ухудшаться звучание. Например, у нас стоит маленький центральный канал, левый и правый — большие, а тылы — маленькие. И вот соответственно в левый и правый каналы приходит подмешивание баса». В итоге, по словам Андрея Решетника, пропадает прозрачность звукового материала, который был в левом и правом каналах, в басах тоже появляется ватность. Баса становится больше, но при этом он менее проработанный, чем если бы мы прослушивали левые и правые каналы с сабвуфером. «Здесь потери довольно большие, мы по своему опыту проверяли этот эффект на ресиверах разных ценовых категорий: и за 500 долларов, и за полторы тысячи, и за 4 тысячи долларов. К сожалению, эта дополнительная информация заставляет процессор работать в очень напряженном режиме, что не способствует улучшению качества звука», — говорит Андрей Решетник.

Если же человек и соглашается на установку саба, то хочет приобрести это устройство, либо небольшое по размеру, либо стандартной величины, но при этом поставить его куда-нибудь в другую комнату, чтобы не портило вид помещения для прослушивания.

Итак, нужен сабвуфер, или же нет — дело сугубо личное. То, каким образом вы его установите, — ползая по полу или вызвав специалистов — тоже только ваше дело. Главное, чтобы бас все-таки оставался басом!

Настройка акустики комнаты: как добиться хорошего баса [перевод], статья. Журнал «Stereo & Video»

Если вы смотрели наш «сериал» Building a new Music Room (eng), то знаете, что в комнате довольно серьезный резонанс — пик на частоте 25 Гц в музыкальной комнате. Эксперименты с установкой резонаторов Гельмгольца в каждом углу комнаты, чтобы уменьшить выброс на частотной характеристике, не дал ничего, кроме небольшого снижения уровня стоячих волн. Итак, что же нам было нужно делать?

Мы недавно выложили последний видеоклип из серии «Building a new Music Room» (Постройка музыкальной комнаты). В нем мы рассказали, как нам удалось сделать хороший низкий бас в комнате. Полагаю, с подобной проблемой сталкивались многие. Я дам несколько советов, как ее решить.

Если вы смотрели наш «сериал» Building a new Music Room (eng), то знаете, что в комнате довольно серьезный резонанс — пик на частоте 25 Гц в музыкальной комнате. Эксперименты с установкой резонаторов Гельмгольца в каждом углу комнаты, чтобы уменьшить выброс на частотной характеристике, не дал ничего, кроме небольшого снижения уровня стоячих волн. Итак, что же нам было нужно делать? Как я объясняю в видеоклипе, мы перенесли место для прослушивания точно в середину провала по басам. Затем мы переустановили колонки соответственно новому месту.

Седьмой ролик из серии Building a new Music Room, где рассказывается о проблеме баса (eng):

Это то, что любой из вас может сделать, если у вас проблема с глубокими басами в комнате (либо их слишком мало, либо слишком много). Обычно, когда мы настраиваем звучание пары акустических систем, мы располагаем их там, где они лучше всего звучат в данной комнате. Затем мы выбираем место для прослушивания там, где можно получить наилучший звуковой образ и тональный баланс при заданном положении колонок. Однако, если у вас проблемы с басом, то во многих случаях нужно поступать как раз наоборот. Надо сказать, что у большинства из вас нет таких проблем, потому что вы, вероятно, вообще не услышите низких басов, пока не установите сабвуфер. Но для тех, у кого есть сабвуфер, выдающий по-настоящему низкий бас, следует проделать эти несколько шагов, чтобы решить проблему с комнатными резонансами.

Первый шаг — определение проблемных частот. Если резонанс низкий (от 20 Гц до 30 Гц), то за счет перемещения сабвуфера можно сделать не так уж много. В этом случае, вам придется двигать не колонки, а свое кресло, чтобы найти точку в комнате, где звучание соответствует вашим потребностям. Если же проблемные частоты лежат выше, то перемещение сабвуфера будет эффективным.

Когда у вас нет звукового генератора, можно использовать музыкальные записи, чтобы разобраться с проблемой. Для этого я обычно выбираю что-нибудь из органной музыки, с ее большими трубами — они помогают выяснить, какая частота беспокоит. Моя любимая запись – это «Реквием» Руттера. Она содержит несколько фрагментов с необычайно низким басом. Настолько низким, что большинство людей даже не подозревают о его существовании — их системы попросту не воспроизводят его. Интересно, что те же самые люди думают, будто у них в аудио системе хороший бас.

Трек №9 идеально подходит для этой цели, и при его воспроизведении низкие ноты органа должно соответствовать уровню других инструментов и естественно звучать в комнате. Это довольно мощные звуки, поэтому не бойтесь, если они откроют вам уши. Но важно еще достичь надлежащего баланса с певцами и оркестром.

Потом наступает момент, когда необходимо настроить сабвуфер. Либо с помощью его органов управления, либо за счет его размещения в комнате. И вы получите только одну часть спектра, звучащую правильно (надеюсь, что это басы выше 30 Гц), но не все остальные части одновременно. С вашего места вы услышите слишком много низких органных нот. Но если уменьшать громкость саба, теряется богатство и «полнокровность» мидбасов. Это та точка, где опытный настройщик восстанавливает уровень саба обратно для лучшей интеграции с мидбасами и начинает ходить по комнате вперед и назад, слушая нижние басы в «узлах» — пиках стоячих волн. Как я объясняю в видеоклипе, низкие частоты имеют тенденцию накапливаться в этих самых узлах помещения. Если ходить от фронта к тылу, то уровень низких частот очень сильно меняется. Вот где вы сможете найти правильное место для нижних басов и именно в нем нужно установить ваше кресло для прослушивания.

Теперь все, что осталось сделать, это выбрать положение для основных колонок. Такое, чтобы сохранить правильный звуковой образ и тональный баланс, основанный на новой позиции для прослушивания.

Я знаю, что это самый короткий и быстрый способ, и мы могли бы, вероятно, рассуждать о настройке в течение нескольких часов, но без правильного настроечного диска это лучшее, что я могу сделать в этом посте.

Метод обратного размещения для настройки баса

Еще один из простых и эффективных методов настройки баса. Он подойдет как для сабвуфера, так и для полнодиапазонных колонок.

Я, конечно, не мог использовать этот способ с колонками IRS в нашей комнате прослушивания из-за их размеров и веса. Но если ваши колонки не такие тяжелые, попробуйте этот рецепт настройки.

Он называется «метод обратного размещения». Короче говоря, вы ставите колонки на место для прослушивания, а сами ходите по всей области, в которую хотите, в конце концов, установить АС, и ищете оптимальное по звуку место. Подробней по пунктам:

— Установите сабвуфер (или полнодиапазонные колонки) в то место, где бы вы хотели сидеть, а не туда, где вы хотите его разместить.

— Возьмите в руки липкую ленту.

— Ходите по комнате, найдите наилучший баланс среднего и низкого баса.

— Отметьте это место кусочком липкой ленты.

Читать еще:  Как правильно поворачивать налево на перекрестке

— Продолжайте делать это, чтобы в результате получилось несколько точек.

— Пригласите в комнату жену, и пусть она поможет вам выбрать, какие из ваших мест разумней всего задействовать. Ее точку зрения лучше учитывать сразу (Wife Acceptance Factor — фактор жены).

Если у вас есть такая роскошь, как второй сабвуфер, этот же самый метод можно использовать для получения наилучшего баса в тех областях, где его не хватает:

— Определите зону, где баса мало.

— Разместите сабвуфер в этом месте.

— Ходите по комнате, слушая и пытаясь найти места, где высокое качество басов

— Пометьте эти места липкой лентой

— Выберите место, которое вам больше всего нравится, и разместить там сабвуфер

Если у вас есть 3 или 4 сабвуфера, вы можете продолжать процедуру, пока не получите предельно равномерный бас независимо от места прослушивания. Это, пожалуй, самый простой, быстрый, эффективный и почти безошибочный метод.

Об авторе: Пол МакГоуэн (Paul McGowan) – директор (CEO) и сооснователь компании PS Audio Inc. из города Боулдер, Колорадо, конструирующей и выпускающей High End-аудио продукты и сервисы.

Азы акустики для чайников: как правильно расставить колонки в комнате

Вообще-то основной идеей данного ликбеза должен был стать грамотный выбор акустики. Но приступив к работе, я понял, что начинать логично с самой первой проблемы — звуковых свойств комнаты, где эта акустика будет стоять. В итоге получилось, что до процесса выбора колонок на этот раз я так и не добрался, зато написал несколько полезных советов о том, куда и как поставить уже купленную систему, чтобы раскрыть ее лучшие свойства. Сразу скажу, материал рассчитан на новичков-меломанов, только делающих первые шаги в поисках лучшего звука.

Судите сами: интересные продвинутые источники, усилители и АС появляются практически непрерывно, поэтому всегда есть соблазн попробовать что-то новое. Ну а если выбор компонента вдруг оказался не слишком удачным, поиск кандидата на замену из тягостной неизбежности практически всегда превращается в дополнительное приключение. С другой стороны, шанс выбрать новое помещение для музыкальной системы или домашнего кинотеатра большинству из нас представляется очень редко, некоторым — вообще никогда.

По этой причине лихорадка перманентного апгрейда на комнату прослушивания, как правило, не распространяется. Но ведь именно она – самый главный компонент звуковой инсталляции, от которого самым драматическим образом зависит характер и качество звучания аппаратуры независимо от её класса. Ну а раз так, вариант остается только один: оставить на время покупательский азарт и заняться приведением имеющейся недвижимости в акустический порядок.

Профилактика лучше, но лечение чаще

Работники Hi-Fi-салонов не дадут соврать, фраза «У вас играло, а у меня дома не играет» — лучшая иллюстрация к проблеме интерьерной акустики. То есть у самой акустики проблем нет, а появляются они у тех, кто пытается игнорировать ее существование.

Допустим, обрела молодая семья собственную квартиру. Первым делом составляется план обустройства и ремонта. «Холодильник поставим здесь, стиральную машину в ванной, а диван — в гостиной». Телевизор вешаем напротив дивана, если, конечно, кому-нибудь не придет катастрофическая идея загнать его в угол. Затем, кстати, вполне может выясниться, что экран оказался напротив смотрящего на юг окна — лично видел такое не один раз.

Ради бескомпромиссной борьбы с ранними отражениями, оптимизации басов и снижения времени реверберации некоторые обладатели домашних студий пускаются на самые радикальные меры, вроде постройки стен из акустических ловушек

О колонках чаще всего вспоминают в последнюю очередь, и дай бог, если это происходит хотя бы до установки пресловутого дивана. Почему — понятно: даже если будущие обитатели квартиры действительно любят послушать музыку, забот и расходов во время масштабного ремонта выше крыши, тут бы унитаз не забыть заказать…

Итог предсказуем. Колонки оказываются загнанными в углы комнаты, а сабвуфер затравленно выглядывает откуда-нибудь из-за занавески. В результате звук, скорее всего, окажется достойным первой машины молодого поклонника хип-хопа, испытывающего острый дефицит финансовых средств и музыкального вкуса.

А вот чисто случайно расставить акустику так, чтобы ваша тёща — потомственный музыковед, придя в гости, погрузилась в глубокую эйфорию, не получится никогда. Дело в том, что правила оптимального расположения источников звука практически всегда идут вразрез с устоявшимися нормами (чтобы не сказать штампами) интерьерного дизайна.

О том, что акустика комнаты влияет на многое, говорит, например, профиль работы британской фирмы Oscar Acoustics. Они делают специальное оформление в переговорных комнатах офисов, которое улучшает разборчивость речи всех участников встречи

Важно понимать, что любая комната всегда работает как резонатор, формируя характер звучания не в меньшей степени, чем, скажем, скрипичная дека. Однако в отличие от корпуса скрипки, форма комнаты в подавляющем большинстве случаев благозвучию не способствует.

Например, прямоугольная топология с параллельными поверхностями большой площади неизбежно приводит к возникновению нежелательных отражений и стоячих волн, превращающих более-менее плоскую (в лучшем случае) АЧХ колонок в кривую, больше всего напоминающую сейсмограмму землетрясения. Причем в разных точках пространства форма этой кривой может меняться самым причудливым образом.

Четыре плохих комнаты

Перечислим основные факторы негативного влияния комнаты на звук:

1. Недостаточное, или, наоборот, слишком большое время реверберации. Этот параметр характеризует «звонкость» помещения, то есть длительность затухания звука, и выражается временем, необходимым для его ослабления в тысячу раз (на 60 дБ). Слишком гулкая комната так же малопригодна для нормального восприятия музыки, как и абсолютно глухая, лишающая слушателей малейшего ощущения пространственного объема.

2. Стоячие звуковые волны. Возникают из-за отражений и взаимных наложений низкочастотных колебаний, длины волн которых сопоставимы с размерами помещения. На слух воспринимаются как резкие подъемы и провалы басов в строго определенных точках пространства.

Да-да, так оно и происходит не только с разговорами позади вас, но и с отражениями звука от акустики, стоящей перед вами

3. Ранние отражения. Высокочастотные (в меньшей степени — среднечастотные) колебания, отраженные от поверхностей, расположенных неподалеку от АС (в основном голых боковых стен, пола и потолка). Они попадают к нам в уши почти одновременно с прямым сигналом, нарушая правильное восприятие локализации источников звука в стереопанораме. Более того, несовпадение фаз прямой и отражённой волн (к тому же гуляющее по частоте) приводит к резкому ухудшению равномерности частотной характеристики.

4. Порхающее эхо. Череда быстрых повторений звука на определенных частотах, возникающих при расположении колонок между двумя параллельными, хорошо отражающими поверхностями.

Спасение звука подручными средствами

Существует масса способов обуздания звуковой анархии, самые радикальные из которых предполагают построение точной акустической модели комнаты посредством ее лазерного сканирования. Задуматься об акустической подготовке крайне желательно ещё в начальной стадии капитального ремонта, и доверить её лучше проверенному специалисту. Причем именно инсталлятору, а ни в коем случае не интерьерному дизайнеру. Потому что последний (если он, конечно, по совместительству не аудиофил), не знает, что большие площади гипсокартона поглощают басы с удивительным аппетитом, а средние и высокие отражают с характерными призвуками. Или что незашторенная стеклянная стена — воплощённый кошмар любого меломана с ушами.

Так выглядит акустическая обработка одного из залов студии Manifold Recording. Это к вопросу о том, сколько труда надо вложить, чтобы помещение зазвучало по-настоящему

Однако если этот поезд уже ушел, оставив как данность комнату со сложившимися отделкой и интерьером, можно попробовать улучшить её акустические свойства и собственными силами. Кстати, шансы заметно облагородить звучание системы в этом случае довольно высоки. Полностью избавиться от всех проблем, конечно, не получится, но зато и денег в сравнении с «инсталляторским» вариантом удастся сэкономить изрядно.

Начнем с осмысленной расстановки колонок. Первым делом отодвиньте их от задней стены, особенно если порты фазоинверторов направлены как раз на неё. Это позволит сделать басы менее гулкими и более разборчивыми, улучшить глубину музыкальной сцены. На сколько двигать? Универсального ответа нет, так что первым делом прочтите мануал к колонкам, а затем слушайте и экспериментируйте. Самому слушателю, кстати, по той же причине не стоит упираться затылком в стену. Хорошо помогают мягкие подушки на спинке дивана, а в идеале — тканый гобелен или тяжелая портьера за спиной.

Близость боковых стен способствует возникновению ранних отражений и стоячих волн, так что от них акустику так же стараемся держать подальше. В борьбе с последними, кстати, очень полезно получить детальную информацию о модах – то есть частотах, на которых возникают резонансные явления, заодно выяснив и их примерное расположение в комнате. Для этого потребуется лишь рулетка и онлайновый акустический калькулятор, например, вот этот.

Акустически калькулятор

Еще один способ определения оптимального положения колонок — метод четных и нечетных сечений. Например, длина комнаты делится на четный коэффициент, а ширина — на нечетный. Поделив, допустим, ширину на два, а длину на три, получим своего рода разметку, на пересечениях линий которой и рекомендуется устанавливать АС.

Правда, если меломан живет не один, в этот момент крайне вероятно возникновение конфликтной ситуации с домочадцами, не считающими хорошей идеей установку двух полутораметровых деревянных столпов прямо посреди комнаты. Что ж, видимо придется идти на компромиссы, главное, чтобы они опять-таки были осмысленными с точки зрения акустики. И имейте в виду, что с уменьшением расстояния между колонками верхняя составляющая басового спектра, как правило, начинает звучать ярче, а самые глубокие низы — наоборот. Кроме того, всегда старайтесь минимизировать длину проводов, соединяющих колонки с оконечным усилителем. Скорее всего, для этого придется удлинить межблочники, но овчинка стоит выделки.

Читать еще:  Как правильно отполировать фары своими руками

После того как АС обрели стабильное положение в пространстве, сориентируйте их акустические оси прямо на место прослушивания. Любые отклонения от «прямого выстрела» чреваты искажением АЧХ, особенно на высоких частотах, ведь разработчики стремятся получить наилучшее звучание именно для такого положения излучателей. Правда, некоторые производители (например, Dali для колонок с ленточными твитерами широкой направленности) рекомендуют не разворачивать их на слушателя, но данное исключение лишь подтверждает общее правило. В варианте с полочниками из этих же соображений ВЧ-излучатели колонок должны находиться на уровне уха сидящего человека.

Стены и потолок, сходящиеся под прямым углом — главная акустическая проблема большинства помещений. Большие акустические ловушки помогут даже в самых тяжелых случаях, главное суметь вписать их в интерер

Если же речь идет о конфигурации 2.1 (многоканальные системы для домашнего кино мы рассмотрим в отдельном материале), самое время заняться сабвуфером. С понижением частоты звука направленность его распространения снижается, но это совершенно не означает, что саб можно задвинуть куда угодно — лишь бы не мешал и проводов хватило.

Индивидуальный для каждой комнаты набор мод и потенциальных источников резонансов (застекленный шкаф с посудой) делает поиск оптимального расположения сабвуфера делом увлекательным, творческим и далеко не простым. Не поленитесь поэкспериментировать с его положением — и вы удивитесь, насколько по-разному могут звучать «ненаправленные» низкие частоты.

Чтобы не таскать в процессе экспериментов тяжеленный ящик, некоторые поступают наоборот: усаживают саб в кресло, а сами в поисках правильного баса (не более громкого, но более разборчивого и равномерного) ползают по комнате на четвереньках, а потом в лучшее на слух место и ставится саб. Отправная точка в поисках нам уже известна: ближе к стенам и углам — больше баса, и, чаще всего, неуправляемого гула. Кстати, в процессе перемещений не забудьте о регулировках частоты среза и поворота фазы, тоже помогает.

О пользе зеркал и вреде отражений

Во время всех манипуляций с акустическими системами важно помнить, что самые большие неприятности обычно доставляют хорошо отражающие звук поверхности большой площади, особенно, когда они расположены симметрично. Именно поэтому студии звукозаписи и концертные залы высокого класса не имеют прямых углов и параллельных стен, а потолки их сформированы панелями сложной формы, работающими, в зависимости от конкретной задачи, на поглощение или рассеивание звуковой энергии.

Применительно к нашей ситуации, «настройка комнаты» может включать три этапа. Сначала определяем уровень реверберации (самый простой способ — громко хлопнуть в ладоши и внимательно вслушаться в реакцию помещения). Слишком звонкие комнаты встречаются куда чаще, чем переглушенные. Для корректировки сгодятся любые звукопоглощающие материалы и объекты: мягкая мебель, плотные занавески, картины и книжные полки на стенах (ни в коем случае не застекленные), и даже большие плюшевые игрушки. Если же звук от хлопка исчезает чуть ли не раньше, чем вы свели ладони, значит с элементами украшательства и комфорта явный перебор, и от некоторых из них неплохо бы избавиться.

Этап второй — борьба с ранними отражениями. Тут отлично помогает ковер на полу (чем толще, тем лучше), и потолок, облицованный звукопоглощающими плитками (отлично работает и натяжная ткань). Компромиссный вариант: декоративный коврик непосредственно перед колонками. Не забудьте и про стены, вместо картин на них лучше разместить специальные звукопоглощающие панели, некоторые из которых выглядят вполне стильно и симпатично. Оптимальное место для размещения поглощающих элементов найти не сложно. Приложите к исследуемой поверхности зеркало или лист зеркальной пленки и перемещайте до тех пор, пока сидящий в месте прослушивания не увидит в нем отражение динамиков. Ну а поскольку угол падения равен углу отражения, в данной области и нужно располагать звукопоглощающий материал.

Пример эффективного размещения звукопоглощающих панелей

В финале еще пара слов об укрощении басов. Эффективный способ борьбы с их избытком, неравномерным распределением и характерным бубнением — размещение в углах (иногда и вдоль стен тоже) акустических ловушек — цилиндрических конструкций, поглощающих энергию низкочастотных колебаний. Для их установки не придётся затевать ремонт, однако нужно быть морально готовым к появлению в комнате ещё нескольких громоздких объектов.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ХОРОШИЙ БАС В КИНОЗАЛЕ ИЛИ КОМНАТЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ?

«. Купил самый мощный сабвуфер.

Включил дома — баса нет. «

ДОМАШНИЙ САБВУФЕР — ОДИН ИЛИ НЕСКОЛЬКО?

Настройка домашнего кинотеатра включает в себя важную часть — согласование и оптимизация работы сабвуферов с акустическими системами и помещением. Сегодня описано немало методик, которые рекомендуют различные способы настройки сабвуферов, в помещении домашнего кинотеатра в квартире или специально-выделенное под кинозал.

Многие производители сабвуферов, встраивают в свои «топовые» модели различные процессоры автоматической настройки, под параметры помещения, с учетом местоположения сабвуфера, которые упрощают вопрос настройки домашнего сабвуфера, но часто не решают главные задачи получения качественного баса, лишь компенсируя «неудачное» расположение сабвуфера, относительно слушателя. При этой компенсации теряется и мощность и плотность баса!

В этом кратком очерке, мы расскажем преимущества использования нескольких сабвуферов, для получения равномерного и качественного баса, как для стерео систем, так и для высококачественного домашнего кинотеатра. Тип сабвуферов не имеет значение, но имеет значение «однотипность» используемых моделей, которые должны иметь идентичные параметры с малым разбросом. Размеры сабвуферов тоже имеют значение (желательно минимальные, при сохранении качественных характеристик — высокая отдача при нормированных искажениях) , для минимизации занимаемого пространства в комнате.

ВЛИЯНИЕ КОМНАТЫ НА КАЧЕСТВО БАСА

На рис. 1 показан «идеальный» случай, когда сабвуфер находится в свободном пространстве и мы слушаем только прямой звук, без вмешательства помещения.

Большинство сабвуферов в таких условиях покажут равномерную характеристику звукового давления, что гарантирует хороший, равномерный бас, во всем нижнем диапазоне частот.

На рис. 2 показан «реальный» случай, когда один сабвуфер находится в помещении и мы слушаем, в большей части, отраженный от стен, полов и потолка низко-частотный звук, с полным набором основных резонансов помещения, которые резко изменяют характеристику звукового давления в месте прослушивания, в зависимости от положения слушателя и сабвуфера.

Обратите внимание, что два слушателя, которые имеют разные места расположения, относительно сабвуфера, слышат разный бас, со своих мест (см. на рис. 2 красную и белую характеристику звукового давления).

РЕАЛЬНЫЙ ПРИМЕР

На рис. 3 показана комната одного из ведущих журналов по домашнему кино. Слушательские места и соответствующие АЧХ слева имеют тот же цвет.

Эквализация зеленой АЧХ (47Гц, 57Гц) для центрального слушателя, ухудшит голубую и пурпурную АЧХ для боковых слушателей и качество баса в соответствующих местах будет ещё хуже, чем до эквализации.

Очевидно что общая эквализация не улучшает звук для системы один субвуфер – три слушателя, даже если она основана на «умном» усреднении АЧХ по пространству. Такая эквализация не оказывает эффекта на резонансы комнаты, поскольку она действует на общем электронном уровне.

На рис. 4 можно посмотреть как комната изменяет «идеальную» характеристику сабвуфера, измеренную в открытом пространстве.

ЧТО ПРОИСХОДИТ С БАСАМИ В ТАКОЙ КОМНАТЕ.?

Ответы на этот вопрос очевидны:

  • Сильные резонансы комнаты «генерируют» однотонный бас, изменяя его структуру;
  • Уровень звука и его качество (равномерность АЧХ) варьируются от места к месту.

Можно обозначить три критерия по оценке качества баса в комнате:

  1. Ровная и расширенная АЧХ в точке прослушивания с неравномерностью +/-3dB (желательно);
  2. Минимальная вариация АЧХ от места к месту (что делает глобальную эквализацию возможной и полезной для системы со многими слушателями);
  3. Высокая отдача системы в диапазоне 20-80Гц (уровень, количество басов).

Эти критерии часто не коррелированы, а в некоторых ситуациях, даже взаимоисключаемы. Правильный и профессиональный подход к установке и настройке сабвуферов, очень важен для выбора наилучшего решения для конкретного клиента. Все три критерия качества баса должны быть рассмотрены и понятны.

Можно поставить один субвуфер в определенный угол. Это приведет к возбуждению почти всех резонансов комнаты и повысит общий уровень баса, но тональный баланс и согласованность уровня звука от места к месту будет плохой. В редких случаях, когда есть только один слушатель, которому важно качество звука и который будет сидеть всегда на одном месте достаточно установить один субвуфер в угол и использовать эквализацию, но малейшее отклонение слушателя от настроенного места (+/- 30 см.), приведёт к изменению характера баса.

Для тех пользователей, которые ставят качество басов выше их количества и предпочитают иметь качественный звук в более широкой зоне, решение с одним сабвуфером не является настолько очевидным.

Нужно признать тот факт, что снижение влияния резонансов комнаты, всегда улучшает качество воспроизведения баса и поэтому, в любой системе, первый шаг к качественному басу – снижение модальных резонансов комнаты.

Типичные средства снижения комнатных мод и их недостатки представлены

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector