Где находится расширительный бачок системы охлаждения двигателя

Расширительный и компенсационный контуры

В закрытых системах охлаждения поддерживается избыточное давление, при этом в верхнем бачке радиатора давление выше, чем в нагнетательной полости водяного насоса, вследствие чего при повышенном температурном режиме системы охлаждения возможна кавитация. Кавитация — это явление нарушения неразрывности потока жидкости вследствие образования полостей (пузырьков), заполненных паром. Полости образуются в местах, где давление жидкости снижается. Для жидкостного контура системы охлаждения характерна гидродинамическая кавитация. Кавитационный запас может быть достигнут за счет применения расширительного бачка, расположенного в верхней точке жидкостного контура. Расширительный бачок компенсирует изменение объема жидкости при расширении в основном контуре, в нем конденсируются образующиеся в жидкости паровые фракции. Нагнетательная полость водяного насоса связана с расширительным бачком компенсационной трубкой, благодаря чему в нагнетательной полости насоса поддерживается допустимый уровень давления.

Такой расширительный контур принято называть компенсационным.

Использование в замкнутой системе охлаждения в качестве охлаждающей жидкости антифриза предполагает образование дополнительного контура, поскольку коэффициент объемного расширения антифризов выше, чем у воды. Применение расширительного контура целесообразно и при использовании воды в качестве теплоносителя.

Расширительный контур в системе охлаждения предназначен:

  • ? для предотвращения выброса охлаждающей жидкости при резком повышении температурного режима и при остановке прогретого двигателя;
  • ? удаления газообразных паровых фракций из жидкости;
  • ? обеспечения максимального давления па линии всасывания водяного насоса;
  • ? сохранения работоспособности системы охлаждения при значительных потерях охлаждающей жидкости;
  • ? обеспечения безопасного дозаполнения системы охлаждения жидкостью при прогретом двигателе.

Расширительный бачок обеспечивает необходимый запас охлаждающей жидкости для компенсации малых утечек, допускает расширение жидкости при нагревании без ее потерь, эффективно отделяет газообразную фазу в потоке жидкости, поступающей к радиатору.

Замкнутая система охлаждения с расширительным бачком обладает рядом преимуществ по сравнению с системой без бачка. Основное преимущество заключается в том, что система всегда полностью заполнена охлаждающей жидкостью: вытесненная из радиатора в результате расширения при нагреве жидкость поступает в расширительный бачок, а при понижении температуры перетекает обратно в радиатор. При отсутствии расширительного бачка вместо вытесненной из радиатора жидкости при образовании в радиаторе разрежения в пего через дренажную трубку попадает воздух. Систематическое поступление в систему воздуха приводит к коррозии внутренних поверхностей жидкостного тракта, к аэрации охлаждающей жидкости, что снижает эффективность охлаждения и создает условия кавитации в водяном радиаторе.

По функциональному назначению бачки делятся па следующие типы:

  • ? расширительные — содержащие дополнительный объем, равный объему расширения жидкости при ее нагреве до предельной температуры;
  • ? конденсационные — обеспечивающие конденсацию паров жидкости и сводящие к минимальным потерям жидкости через пароотводящий клапан;
  • ? деаэрационные — служащие для отделения от потока жидкости паров, воздуха;
  • ? компенсационные — обеспечивающие повышение статического давления (напора) по линии всасывания водяного насоса, предотвращающие кавитационный износ крыльчатки.

Используемые расширительные бачки, как правило, выполняют одновременно несколько перечисленных функций.

На рис. 1.19 приведены схемы включения расширительных бачков в жидкостный тракт систем охлаждения [53J. Из возможных вариантов следует отметить схему 1 а, которая способствует существенному повышению производительности водяного насоса. При использовании этой схемы практически ни па каких режимах работы двигателя не наблюдается явлений кавитации. Кроме того, обеспечивается гидродинамическая устойчивость потока, поскольку расход жидкости через бачок составляет 10. 15 % от расхода жид-

Рис. 1.19. Схемы расширительных контуров системы охлаждения:

  • 1 — двигатель; 2 — водяной насос; 3 — радиатор; 4 — расширительный бачок
  • 55

кости основного контура, а скорость движения жидкости значительно меньше критической.

При включении расширительного бачка по схеме 1 6 снижается производительность водяного насоса, что объясняется характером взаимодействия потока жидкости и находящегося в системе воздуха. Включение расширительного бачка по схемам 2а и 26 улучшает отделение паров и воздуха из жидкости, что ведет к улучшению характеристик водяного насоса и увеличению кавитационного запаса системы. Характерной особенностью схем 3а и 36 является совмещение расширительного бачка и верхнего бачка радиатора, что позволяет обеспечить компактность жидкостного тракта, уменьшить число шлангов и соединений. Схемы За и 36, в отличие от схем включения 16 и 2а, обеспечивают деаэрацию охлаждающей жидкости. Контур охлаждения по схеме 4а, имеющий перепускной резервуар, благодаря небольшой стоимости и простоте конструкции находит наибольшее применение на автомобилях с малой мощностью двигателя. Паровоздушный клапан устанавливается на радиаторе, который полностью заполняется жидкостью. Поскольку в жидкостном контуре отсутствует воздушная подушка, то при нагревании жидкости давление увеличивается и жидкость в результате расширения объема направляется в перепускной расширительный резервуар. С помощью этого достигается быстрое увеличение давления па линии всасывания водяного насоса, однако даже при незначительном охлаждении жидкости давление уменьшается до такой степени, что происходит срабатывание клапана разрежения и жидкость всасывается из перепускного резервуара обратно.

Частые и значительные колебания давления создают нагрузку на радиатор, соединительные шланги и другие элементы системы охлаждения. При использовании контура охлаждения по схеме 46 верхняя часть радиатора должна иметь большой объем, так как она одновременно служит уравнивающим резервуаром. Поскольку при открытом клапане термостата весь поток жидкости проходит через радиатор, то вследствие большой скорости потока невозможно удаление газообразной фракции. В целях обеспечения разделения фракций и удаления пара и воздуха используют внутренние перегородки с отверстиями.

Для тракторов «БЕЛАРУС» разработано несколько схем компоновки и включения расширительного бачка в гидравлический

Рис. 1.20. Схемы расширительных контуров систем охлаждения тракторов «БЕЛАРУС»:

а — расширительный контур; 6 — дренажно-компенсационный контур

контур системы охлаждения (рис. 1.20). На тракторах класса 14 кН используется схема с расширительным контуром (рис. 1.20, а) или дрепажпо-компепсационпым контуром (рис. 1.20, б). По схеме с расширительным контуром расширительный бачок присоединен к полости верхнего бачка радиатора через паровоздушную трубку, в остальном система охлаждения не изменена. Отличительной особенностью схемы с дренажпо-компепсационным контуром является то, что бачок имеет связь с линией всасывания водяного насоса.

На рис. 1.21 представлен расширительный бачок с тремя полостями: конденсационной Л, компенсационной В и деаэраци-

Рис. 1.21. Расширительный бачок системы охлаждения тракторов «БЕЛАРУС»:

  • 1 — компенсационный патрубок; 2 — перегородка; 3 — вентиляционная трубка; 4 — горловина; 5 — деаэрационный стакан; 6 — корпус бачка; 7 — дренажный патрубок; А — конденсационная полость; Б — компенсационная полость; В — деаэрационная полость
  • 57

онной В. Бачок имеет перегородки с выштамповками в верхней и нижней частях, дренажный и компенсационный патрубки, паровоздушный клапан. Деаэрационная емкость бачка представляет собой стакан, расположенный внутри компенсационной емкости, с вентиляционной трубкой и клапаном избыточного давления. Дреиажпо-компепсационпый контур не влияет па температурный режим системы охлаждения, уменьшает время прогрева до рабочей температуры в 1,2. 1,4 раза по сравнению с комплектацией без бачка, увеличивает расход жидкости водяного насоса на 1,8. 3,6 % за счет подпитки водяного насоса.

На тракторах класса 20 кН расширительный бачок совмещен с верхним бачком радиатора (рис. 1.22). В верхнем бачке 5 радиатора установлена перегородка 8, разделяющая его полость на сообщающиеся между собой коллекторную Л и расширительную Б камеры, причем коллекторная камера отдельными трубками 10 сердцевины сообщена с нижним бачком 11 радиатора. В расширительной камере Б выполнена разделительная перегородка 3 с дренажным отверстием 4, разделяющая расширительную камеру на полости 2 и 6. Полость 6 сообщается через паровоздушный клапан 7 с окружающим пространством.

Читать еще:  Где можно оплатить штрафы ГИДББ без комиссии

Рис. 1.22. Расширительный контур, встроенный в верхний бачок

1 — капал; 2, 6 полости; 3 — перегородка; 4 — дренажное отверстие; 5 — верхний бачок; 7 — паровоздушный клапан; 8 — перегородка; 9 — дренажный патрубок; 10 — трубки сердцевины; 11 — нижний бачок; 12 — сердцевина

Радиатор работает следующим образом. При неработающем дизеле уровень жидкости в радиаторе устанавливается несколько выше перегородки 8 с образованием воздушного пространства в расширительной камере Б. При работе дизеля охлаждающая жидкость поступает в коллекторную камеру А под перегородкой 8, проходит по трубкам сердцевины в нижний бачок и отводится к водяному насосу Воздух и пары жидкости поступают из коллекторной камеры А через каналы 1 в полость 2, где создается повышенное давление. Из полости 2 воздух выходит через дренажное отверстие 4 в воздушное пространство расширительной камеры Б за перегородкой 3, откуда через паровоздушный клапан 7 отводится в окружающую среду. При резком повышении давления в жидкостном контуре и температуры охлаждающей жидкости уровень жидкости в полости 2 повышается и жидкость через дренажное отверстие 4 отводится в расширительную камеру Б, откуда через ряд трубок 10 поступает в нижний бачок радиатора.

Система охлаждения со встроенной в радиатор расширительной камерой исключает выброс охлаждающей жидкости из радиатора, эффективно разделяет и удаляет воздух и пары жидкости, обеспечивает заданный температурный режим, уменьшает материалоемкость, повышает надежность системы охлаждения вследствие сокращения числа шлангов и соединений.

На тракторах класса 50 кН моделей «БЕЛАРУС-3022» при установке дизеля Internationl DTA 530Е (l-308)/DDC S40E реко-

Рис. 1.23. Схема включения расширительного бачка в системе охлаждения дизеля International DTA 530Е (l-308)/DDC S 40E:

  • 1 — двигатель; 2 — корпус термостатов и водяного насоса; 3 — радиатор; 4 — расширительный бачок; 5,6, 7 — трубопроводы
  • 59

мепдуется схема включения расширительного бачка, представленная на рис. 1.23. Трубопровод 6, проложенный от корпуса термостата и водяного насоса к расширительному бачку 4, предназначен для удаления воздуха из системы охлаждения. По трубопроводу 7 от верхнего бачка радиатора к расширительному бачку возможно обратное течение жидкости при снижении давления в системе. Паровой клапан в пробке расширительного бачка отрегулирован на избыточное давление 0,065 МПа, воздушный клапан — на 0,008 МПа. Трубопровод 5 соединяет расширительный бачок со всасывающей полостью водяного насоса, при увеличении давления в полости всасывания возможно обратное движение жидкости, т.е. к расширительному бачку.

На тракторе с дизелем «Даймлер-Крайслер ОМ 501L» рекомендуется схема установки включения расширительного бачка, представленная на рис. 1.24. Расширительный бачок имеет объем

Рис. 1.24. Схема включения расширительного бачка в системе охлаждения дизеля «Даймлер-Крайслер ОМ 501L»: а — система охлаждения с расширительным бачком; 6 — система охлаждения с расширительным и резервным бачками; 1 — двигатель; 2 — корпус термостатов и водяного насоса; 3 — радиатор; 4 — расширительный бачок; 5 — резервный бачок

  • 60
  • 20 % от полного объема системы охлаждения. Бачок при работе заполняется охлаждающей жидкостью на 50 %. Избыточное давление установленного на бачке парового клапана составляет не менее чем 1,2 бара (0,12 МПа), воздушного клапана — 0,07. 0,1 бара (0,007. 0,01 МПа). Клапан максимального давления в бачке заблокирован от выворачивания и отрегулирован на давление 0,7 бара (0,07 МПа). При этом максимальные размеры соединительных трубопроводов к бачку от радиатора и к водяному насосу от бачка ограничены. Расширительный бачок располагается выше верхней точки системы охлаждения.

Недостатком схем включения расширительного бачка в систему охлаждения, представленных на рис. 1.23 и 1.24, является подключение рубашки охлаждения к расширительному бачку. Вместе с воздухом и парами жидкости в расширительный бачок поступает часть нагретой жидкости, которая по компенсационному трубопроводу отводится в нагнетательную полость водяного насоса. Таким образом создается контур циркуляции нагретой жидкости, минуя радиатор.

Всё о ремонте и замене расширительного бачка в автомобиле

Конструкция любого автомобиля включает в себя множество разных элементов и механизмов. Но простейшим и надёжным узлом на любой марке машины можно считать бачок расширения охлаждающей жидкости. Однако его простота и долговечность — это не повод не контролировать состояние бачка, в ряде случаев водителям приходится проводить некоторые ремонтные работы, связанные с реставрацией или даже заменой этого изделия.

Что такое расширительный бачок в автомобиле

В системе подачи топлива есть один малозаметный и в то же время необходимый элемент, который называется расширительным бачком. Он служит для компенсации колебаний объёмов тосола (антифриза) при перепадах температур. По основной же своей функции бачок расширения — это ёмкость, которая служит резервуаром для излишков охлаждающей жидкости в системе.

Тосол (или антифриз) — это жидкость, изготовленная на основе раствора пропилена или этиленгликоля, поэтому она имеет повышенный процент расширения при нагревании. Именно такой состав жидкостей позволяет качественно охлаждать двигатель, поэтому в систему охлаждения и заливается тосол или антифриз. То есть если эту жидкость залить по максимуму, то при нагревании она начнёт расширяться и выдавливаться из клапанов или стыков шлангов. После остывания мотора тосол снова примет свой обычный объём. Чтобы исключить возможные вытекания охлаждающей жидкости и был установлен расширительный бачок.

В зависимости от модели машины бачок может иметь разные формы и объёмы

Где находится бачок расширения в автомобиле

На всех моделях транспортных средств бачок расширения устанавливается в подкапотном пространстве. Однако в зависимости от конструктивных особенностей той или иной машины, бачок может крепиться к разным частям кузова.

Чаще всего расширительный бачок устанавливается в непосредственной близости от радиатора, так как именно радиатор отвечает за охлаждение жидкостей во время движения.

Бачок с охлаждающей жидкостью устанавливается рядом с радиатором для удобства работы системы

Конструктивные особенности

Расширительные бачки на все модели автомобилей изготавливаются из прочных полупрозрачных пластиковых сплавов. На боковой части изделия обязательно должна присутствовать шкала деления, которая позволит отслеживать объём жидкости в системе.

С точки зрения строения расширительный бачок — это самый простой элемент любого автомобиля. Он представляет собой пластиковую ёмкость со специальным датчиком. Бачок закрывается плотной крышкой с резьбой, которая обеспечивает полную герметичность системы охлаждения.

Расширительный бачок состоит из двух элементов — самого корпуса и крышки

Принцип работы

В результате работы двигателя охлаждающая жидкость начинает нагреваться. Соответственно, тосол (антифриз) расширяется, а давление в системе начинает расти. В тот момент, когда показатель этого давления превышает 120 кПа, открывается выпускной клапан на бачке. Если же давление уменьшается и становится ниже отметки 83 кПа, то клапан закрывается. Таким образом, излишки охлаждающей жидкости всегда могут поступить в бачок расширения, что исключает повреждения шлангов, патрубков и даже самого радиатора.

Когда двигатель заканчивает свою работу, давление охлаждающей жидкости в системе постепенно падает. При прохождении отметки в 3 кПа уже открывается клапан на впуск на бачке, благодаря чему в него поступает воздух. Свежий воздух быстро нормализует давление, количество жидкости в бачке сокращается.

В полости бачка в процессе движения постоянно находится разное количество охлаждающей жидкости

Ремонт расширительного бачка

Стоит помнить о том, что конструкция бачка расширения — простейшая, поэтому водителям даже в голову не приходит, что именно в нём может выйти из строя. Однако в силу того, что это ёмкость с резиновой крышкой, именно прокладка часто вызывает проблемные ситуации на дорогах. Ведь потеря герметичности для системы охлаждения неприемлема.

Читать еще:  Где восстановить права после утери в Москве

Нередки случаи подтекания бачка на входах и выходах шлангов. Единственный вариант — заменить шланги и зафиксировать их новыми хомутами. Изредка из-за ДТП или иных механических воздействий может быть повреждён сам пластиковый корпус бачка.

Заклинивание крышки-клапана

Не стоит забывать, что крышка не просто выполняет роль заглушки, она ещё служит клапаном, который выпускает избыточное давление в системе охлаждения двигателя. Если при езде из-под крышки начинает раздаваться шипение, значит, износилась резиновая прокладка — крышку необходимо срочно заменить.

Крышки стоят недорого, благодаря чему всегда можно купить изделия на запас

В том случае, если крышка зашипела в дороге и нет возможности купить новую, можно провести ремонт изделия своими руками:

Дождаться, когда мотор остынет, и спадёт давление в системе охлаждения.

Разобрать крышку на части (вытащить резинку и пружинку клапана) — эти процедуры можно выполнить как руками, так и отвёрткой с тонким плоским лезвием.

Отпилить часть пружинки на несколько витков и снова собрать крышку.

Даже если резиновый уплотнитель сильно стёрся, этих мер должно хватить на какое-то время, чтобы создать герметичность в системе.

Разрыв корпуса бака — что делать

Также (достаточно редко) может произойти разрыв самого корпуса бачка. Однако в этих случаях ремонту изделие не подлежит — проще купить новый бачок и поставить на место старого. Однако некоторые автолюбители пытаются склеить трещинки на корпусе, в этом вопросе главное — правильно подобрать материал.

Есть такая хорошая вещь — cosmofen 12. В буквах могу ошибаться, но вцелом название такое. Служит для клейки пластика. Склеивает в течении пяти сек. и надолго. Склеил нечаянно себе пальцы — оторвал только с мясом. Найти трудно. Спросите у тех, кто делает наружную рекламу из пластика. У них должно это быть обязательно. Склеивать нужно с первого раза. Хорошо обезжирьте. Потому что, на второй слой он не берется. А так как он въедается в пластик снять его будет проблематично. Число после названия может быть разное. Для чего не знаю, поинтересуйтесь там где его найдете, что оно означает.

Боливар

http://www.delicaclub.ru/forum/index.php?/topic/1869-remont-radiatora-i-rasshiritelnogo-bachka/

Важно выбрать качественный клей, который выдерживает высокие и низкие температуры

Нарушение герметичности соединения бачка с патрубками

Эта проблема обычно связывается с неправильным подбром диаметра патрубков на ввод и отвод тосола. Если шланги больше штуцеров бачка, рекомендуется обработать места стыков автомобильным герметиком. Только перед обработкой нужно будет слить охлаждающую жидкость из бачка и отсоединить сам шланг:

Слой герметика нанести сначала на внутреннюю часть патрубка, потом на внешнюю.

Подождать 5 минут, пока герметик высохнет.

Патрубок надеть на штуцер бачка и затянуть новым хомутом.

Только спустя сутки можно заливать охлаждающую жидкость, так как герметик должен просохнуть максимально качественно.

Патрубок должен подходить по размеру к штуцеру, в случае несовпадений поможет герметик

Замена бачка расширения своими руками

Поменять расширительный бачок на любом автомобиле сможет каждый. Процедура выполнения работы примерно одинакова для всех марок и моделей:

Слить жидкость из бачка и патрубков.

Под место слива нужно заранее подставить ёмкость, чтобы тосол или антифриз не попали на пол или землю. Не забывайте о том, что в составе этой жидкости есть метиловый спирт, поэтому место слива можно считать пожароопасным.

Отсоединить крепления от бачка (обычно они выполнены в виде стяжек или хомутов).

Снять с бачка патрубки.

Установить новый расширительный бачок, подсоеднить к нему подводящие шланги, зафиксировать их новыми хомутами для надёжности.

Залить новый тосол/антифриз.

Убедиться, что на стыках бачка и патрубков нет течи, а также в том, что было залито то же количество жидкости, которое было слито.

Видео: процесс замены бачка на автомобилях ВАЗ

Таким образом, любые проблемы с расширительным бачком водитель может решить самостоятельно. Это изделие стоит совсем не дорого, поэтому в большинстве случаев автолюбители предпочитают покупать новые бачки, нежели ремонтировать старые.

Просто о сложном: система охлаждения двигателя. Как это работает

Перегрев чего бы то ни было опасен. Это очевидный постулат. Двигатель автомобиля не является исключением, а вот причины и следствия этого явления знают далеко не все. Сегодня предлагаю подробно разобрать вопрос о перегреве ДВС и наиболее частые причины этого явления.

Для начала чуть-чуть теории.

В процессе работы двигатель любого автомобиля нагревается, и контролировать сей процесс призвана охлаждающая жидкость. Циркулируя в замкнутом контуре по кругу, через каналы и протоки внутри мотора, она отбирает у него тепло и переносит его к радиатору . Где охлаждается набегающим потоком воздуха (на ходу), либо принудительно — вентилятором (когда машина стоит или движется в пробке). После чего, охлажденная, снова поступает к самым горячим местам и процесс повторяется.
На заре массового автомобилестроения, а в нашей любимой стране — и вовсе вплоть до 80-х годов, вместо всем известного «антифриза» (это, кстати, «народное» название всех охлаждающих жидкостей) лили воду. То есть, каждый зимний вечер водитель должен был сливать воду из радиатора, а по утру заливать заново. В противном случае, самые «забывчивые» автолюбители наутро обнаруживали разорванные радиаторы и патрубки системы, где замерзшая вода успевала сделать свое дело.

Тогда автопроизводители поняли, что такая система вызывает, мягко говоря, некоторые неудобства в процессе зимней эксплуатации. 🙂 К тому же, теплоемкость воды не всегда была достаточной, а точка кипения в 100 градусов цельсия накладывала еще бОльшие ограничения на тепловой режим работы двигателя. И тогда придумали специальную охлаждающую жидкость. Плюсов у нее оказалась куча: теплоемкость выше (можно отбирать больше тепла у деталей), как выше и температура закипания (108-125 градусов в зависимости от марки). А «бонусом», пакет антикоррозийных и моющих присадок не так быстро, как вода разрушал металлические части системы охлаждения изнутри. Но самый главный плюс — такие жидкости не замерзают при температурах ниже ноля: вплоть до -50 у некоторых марок (почему, собственно, и «Antifreeze»).

Кстати, система охлаждения любого двигателя имеет такую детальку как термостат — именно этот клапан регулирует, по какому пути будет двигаться нагнетаемая помпой (она же — водяной насос) охлаждающая жидкость (далее — ОЖ). Когда двигатель нужно быстрее прогреть (зима), охлаждайка бежит по малому кругу, минуя радиатор — условно говоря, просто циркулируя вокруг мотора. Когда же двигателю становится жарко, термостат направляет ОЖ по большому кругу: через радиатор. Где она, как уже говорилось выше, принудительно охлаждается. Такая система называется двухконтурной и на сегодняшний день является практически безальтернативной на серийных автомобилях.

А теперь, главный камень преткновения: ПОЧЕМУ ЖЕ ПЕРЕГРЕВАЕТСЯ МОТОР? Давайте рассмотрим по пунктам:

1) Банально забит радиатор охлаждения. Особенно актуально это становится летом и в пробках, когда двигатель практически сразу выходит на большой круг охлаждения и ОЖ циркулирует через радиатор. Уверен, все вы видели, что радиатор покрыт тысячами мелких ячеечек — чтобы отдавать тело максимально-возможной площадью. За пару-тройку лет эксплуатации, ячейки эти забиваются пухом, грязью и насекомыми, порой наглухо. Очевидно, что даже обдув вентилятора не спасает: ОЖ просто не успевает охлаждаться в радиаторе в достаточной степени, и уходит обратно к мотору почти такая же горячая как от него и ушла.

2) Не менее банально: не работает сам вентилятор. Обычно, перегорает предохранитель или (реже) неисправно реле включения. Но нужно понимать, что постоянно перегорающие предохранители — это не причина, а следствие. Вероятнее всего, электромотор вентилятора подклинивает и создает слишком высокую нагрузку на цепь.

Читать еще:  Где обжаловать штрафы ГИДББ видеофиксации в Москве

3) Недостаточная эффективность помпы , качающей ОЖ по конуру. Либо у нее сточились лопасти крыльчатки, либо появились сколы и раковины на внутренней части корпуса. Или, что хуже, подклинивает подшипник — в этом случае, кстати, проходит она очень недолго и вероятность встать «в поле» с оборванным ремнем с каждой поездкой стремится всё выше.

4) Термостат заклинил в положении «малый круг». И как температура жидкости не повышайся — к радиатору для охлаждения она не попадет. А значит, температура после прогрева мотора продолжит расти. Понять это очень просто — если стрелка температуры уже вовсю ползёт к красной зоне, а верхний широкий резиновый патрубок радиатора холодный или чуть теплый — это на 90% термостат. Ибо, при открытии большого круга охлаждения, проходящая через термостат, и далее — через патрубок в радиатор горяченная жидкость, просто не позволит вам удерживать на нем руку больше секунды-другой.

5) Как ни смешно звучит, но. не работающая крышечка расширительного бачк а. Дело в том, что внутри крышки встроен нехитрый двупружинный клапан (на впуск воздуха в бачок при охлаждении и на выпуск при нагревании). А следуя школьному курсу физики мы знаем, что чем выше давление — тем выше температура закипания жидкости. Так вот, задача этого байпасного клапана — выпускать из бачка воздух только при достижении заданного критического давления, когда уже появляется риск разрыва элементов системы охлаждения. Но до этого «дедлайна» крышка обязана воздух из системы не выпускать, дабы растущее давление внутри контура отодвигало точку кипения ОЖ как можно выше по градусам.

И тут имеем два варианта развития событий:
а) клапан залип в открытом положении . Читай — мы просто катаемся без крышки бачка. А значит, даже при нагревании в контуре охлаждения, давление в нем всегда будет равно атмосферному. Что имеем? Правильно — кипим раньше и чаще, чем задумано конструкторами данного мотора.
б) Клапан залип в закрытом положении . Читай — вместо крышки мы просто заварили бачок наглухо. ОЖ в контуре нагревается, нагревается. А воздуху выходить некуда! И давлением, превысившим все допустимые пределы, что-то непременно разрывает: шланги, бачок, радиатор — тут кому как везет. Соответственно, после такого фонтана из кипятка, резко падает как давление в контуре, так и уровень самой жидкости — со всеми вытекающими (буквально, ага). 🙂 Не говоря уже о том, что течь в месте разрыва контура устранить на месте зачастую уже не представляется возможным.

Вывод из всего сказанного прост: хотя бы примерно представляя как оно работает, зачастую вы и без посещения кучи наглых и бестолковых сервисов сможете определить, в чем у вас причина перегрева двигателя. Ну как минимум, проследить за состоянием радиатора, попробовать махнуть крышку бачка на новую или обратить внимание на то, крутится ли в жару вентилятор — вы всегда в состоянии, согласитесь. Так что: поменьше вам кипеть, получше охлаждаться! 😉

Расширительный бачок системы охлаждения двигателя

Существует большое количество различной информации о техническом обслуживании и ремонте основных деталей и узлов автомобилей, но с трудом можно найти описание ремонта мелких деталей, с которыми они тесно взаимосвязаны в работе.

Например, мало кто подозревает, что причиной нарушения отопления автомобиля или заполнения системы отопления воздухом является поломка не радиатора и термостата, как думают многие автолюбители, а неполадки в работе расширительного бочка. Мало приятного, если это происходит при температуре внешнего воздуха ниже 0.

Поэтому стоит обратить внимание, какое состояние расширительного бачка оказывает влияние на работу охладительной и отопительной системы авто.

Функции расширительного бачка

В системе охлаждения автомобиля расширительный бачок стал применяться тогда, когда вместо воды для охлаждения двигателя стали применять специальные жидкости, которые не замерзают при низких температурах. Это тосол и антифриз.

Все эти жидкости производятся на основе спирта – этиленгликоля и воды.

В процессе применения тосола и антифриза стало понятно, что коэффициент расширения спирта намного больше воды. Это стало наглядно видно, когда заполняя систему полностью холодной жидкостью, при нагревании она начала расширяться и искать свободный выход.

И выход она нашла, как оказалось в крышке предохранительного клапана радиатора, которая под давлением была выдавлена.

Затем, когда двигатель постепенно остывает, температура жидкости также снижается и ее уровень в системе охлаждения падает и образуется разряженная пустота. Такое состояние продолжается недолго, воздух всасывается, находя любые пути, а в основном поступает через тот же клапан крышки радиатора, через который выливается нагретая жидкость.

Далее при работе двигателя, воздух засасывается в систему и из-за образовавшихся воздушных пробок, нарушается движение горячей жидкости. В конце этого процесса происходит перегрев двигателя и всей системы.

Учитывая все недостатки процесса работы охладительной системы, автопроизводители пришли к выводу, что нужно обеспечить свободный проход жидкости и сделать отвод воздуха.

В результате практических исследований, появился расширительный бачок, который соединили шлангом с радиатором, через него поступает нужное количество жидкости.

Учтено было и правильное расположение бачка к радиатору. Середина расширительного бачка должна быть на уровне верхушки радиатора.

Такое расположение дает возможность нагревающейся охладительной жидкости подниматься к верху радиатора и попадать в шланг и через него в расширительный бачок.

Шланг, в свою очередь, подключается к нижней части бачка и когда вся система и жидкость остывает, то излишки жидкости без засасывания воздуха возвращаются в радиатор.

Расширительный бачок нашел свое применение и во многих моделях иномарок, которые имеют обтекаемый кузов. Из-за формы кузова автомобиля специалисты изменили конструкцию радиатора. Его сжали, сделали длиннее и развернули на 90 градусов. При таких изменениях охладительная жидкость двигается слева направо и обратно.

Крышка и клапан расширительного бачка

Известно, что при сильном нагревании двигателя, соответственно нагревается охлаждающая жидкость, а так, как вся система охлаждения герметичная, может возникать внутри её сильное давление, но до определенного допустимого предела. Воздух под сильным давлением подымается вверх в расширительный бачок, высокое давление сжатого воздуха открывает выпускной клапан расширительного бачка и воздух выходит из охладительной системы.

Когда жидкость и система охлаждаются, идет тот же процесс, только с набором воздуха в обратную сторону. Чтобы давление в бачке не опустилось ниже нормативного, в расширительном бачке автоматически открывается впускной клапан и поступивший воздух приводит давление в норму.

Если не обращать внимания на состояние крышки бачка, и не очищать ее от накипи и коррозии, то и система и клапан перестанут работать в нормальном режиме.

Из-за неправильно работающего клапана может произойти разгерметизация системы охлаждения и отопительной системы, это повлечет за собой более серьёзные поломки: может закипеть двигатель, если охладительная жидкость под давлением выльется на него; потечь радиатор; поломаться помпа и термостат.

Нормальную работу клапана можно проверить нажатием на него пальцем руки. При надавливании на крышку воздух будет издавать свист, а когда вы отпустите крышку, будет слышен звук входящего, шипящего воздуха.

Уделяя должное внимание состоянию даже самым маленьким частям вашего автомобиля, вы обеспечите длительную работу основным агрегатам и в целом всей машины.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector